Г. Д. Колдасов
И |
стория России дает нам уроки
истинного и ясного распознания любви и ненависти, своих и чужих, сынов и врагов
России – уроки бескровные и мудрые. Они дают нам здоровое восприятие и понимание
нравственной отравы, приводящей общество к духовно-нравственным болезням. Они
дают нам ясное осознание места правой веры в русской и российской жизни. Этими
уроками не следует пренебрегать. К числу таких уроков принадлежит и
поучительный пример отношения представителей различных культурных, религиозных
и политических сил к известному высказыванию о России выдающегося русского
мыслителя и поэта Федора Ивановича Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней - особенная стать,
В Россию можно только верить!
Стали уже общим местом со второй половины XIX-го века и по сей день замечания,
насмешки, ерничанье и откровенное хамство либералов, демократов, прогрессистов
и других врагов России в адрес
приведенного Тютчевского четверостишья.
«А чем же ее понимать тогда?» – ехидно замечает либерал.
«Без любви ее ничем не поймешь»,– отвечает православный патриот. Однако и это
замечание патриота патентованный либерал ничем понять не может.
Им это не понятно, но есть категории и понятия, в которые
можно только верить: например, Бог, Вселенная, любовь, жизнь, Россия,
пространство и многое другое. Суть Бога и смысл Творения до сих пор никто до
конца не понял и не объяснил. Но миллионы людей в Бога верят. И смеяться над
верующими глупо, потому как «умники» из прогрессистов им ничего серьезного,
кроме своих глупостей и ерничанья, предложить не могут. Их ум и логика пасуют
не только перед Богом, но и перед объектом попроще, например, Пространством.
Посмотрим на Вселенную. Что нам может предложить к ее пониманию
изощренный рационально-потребительский ум? Только голые предположения: одни
говорят, что она произошла от взрыва, другие это отрицают; одни говорят, что во
Вселенной 50 миллиардов звезд, другие – что 100 миллиардов, а некоторые
утверждают континуум звезд; одни говорят, что Вселенная расширяется, другие –
сужается. Одни говорят, что Вселенная «дышит» и все понимает.
Похожая ситуация и с любовью. Всякий о ней чего-то
говорит. Либерал же, когда речь заходит о любви, обычно задает вполне рыночный
вопрос: «А за что любить или за сколько любить?» Например, а за что любить
Россию? Этот вопрос из либеральных ненасытных ртов я слышал очень часто.
В рыночном понимании любви особенно много «постарался»
западный юридизированный и рациональный ум. Он отмел тайну, которая
онтологически присуща неопределяемому понятию, и отождествил любовь и тайну с
сексом. В результате любовь превратилась во множество низких технологий
спаривания и брачно–торговые договора: ты мне это – я тебе то, кровать вместе –
денежки врозь. Для тех, кто верит в любовь, этого явно мало.
Кто особенно не склонен гладить свое самолюбие и думать,
что его имя звучит достаточно гордо, тот должен согласиться с тем, что
хомо-сапиенс ничего в принципе понять до конца не может. Истинно воспринять
любую вещь можно только через Отца, Сына и Святаго Духа. Неверующий же человек
только строит приблизительные модели того, что он видит и как-то воспринимает.
И не более того. Любую живую вещь и систему, в том числе и любовь, нельзя
понять одним умом, тем более рациональным. Любая формальная, чисто
интеллектуальная схема и модель рано или поздно рушится, как несостоятельная.
Приведу пример. Придумал К. Маркс свою формальную модель
социально-экономических процессов, и сторонники его много с ней носились по всему
свету. В итоге она рухнула с большими человеческими жертвами и страданиями. Я
не говорю, что в ней все в принципе плохо, но я утверждаю, что она –
ограниченная и в ней далеко не все – истинно.
Пытаются вот уже 15 лет либералы втискивать Россию в
прокрустово ложе либерально-глобалистской модели, а итог будет тот же. Потери
для России уже огромны: и человеческие, и экономические. Даже папа Римский
недавно заявил, что с людьми нельзя обращаться, как с товаром. До понтифика
дошло, а вот либералы-рыночники, похоже, этого в принципе понять не в состоянии, им для этого
не хватает ни ума, ни сердца. История нам дает и множество других примеров
несостоятельности моделей горделивого ума, прилагаемых к России.
Возьмем пример, казалось бы, совсем простой: человек
наблюдает различные виды механического движения с первого дня своего появления
на белый свет. Однако даже в понимании механического движения до сих пор нет
единой и полной модели; существует не менее трех, причем одна исключает другую.
До сих пор нет понимания того, что такое гравитация. Если нельзя умом понять
движение, можно ли понять Россию? Либералы, обращаю, прежде всего, ваше
внимание на то, что Россия – не только механическое движение и даже не столько
механическое движение финансов, услуг, материалов, энергоносителей и туристов.
Действительно, умом Россию не понять:
Во-первых, потому что Россия – огромна. Она, конечно,
меньше чем Вселенная, но она – больше, чем механическое движение. Она все равно
– слишком велика для либерально-демократического тщеславия и формально-рационального
ума, который все тщится понять при сильной зашлакованности западными
стандартами и юридизмами.
Во-вторых, Россия – сложная живая система. Любую живую
систему одним умом не понять. Выпадает из поля зрения живая, неформализуемая
духовно-нравственная составляющая жизни. Горделивые попытки рационального ума
сделать вид, что он понял Россию, будут постоянно приводить к большим
трагедиям, революциям, перестройкам, террактам и катастрофам. Тем более, если
эти умы будут Россию мереть общим (к примеру, общечеловеческим) аршином,
евростандартом, американскими хартиями и африканскими табу или формальными
моделями рассудочно – рыночного ума.
В-третьих, Россия – неопределяемое понятие. Такие понятия
в принципе
принимаются на веру, как и понятия Вселенной и любви. Россию нельзя определить
как страну только православно–русскую. Ее нельзя определить и как страну с
мусульмано-иудейским приоритетом. Россию нельзя определить и как либеральный
этнокультурный «винегрет». Ее нельзя определить и, как рыночную структуру.
Россию нельзя исчерпывающе определить никак. Она для этого слишком сложная и
слишком живая система, как и слишком живучая против любых моделей, в которые ее
пытаются загонять, чтобы определять и через это понимать. Россия, быть может,
единственная, самодостаточная страна в мире (в интеллектуальном смысле, в
культурном, научном, ресурсном, экономическом и в смысле жизненного пространства).
Россия самодостаточна и в религиозном
отношении, поэтому широкий рыночный ассортимент импортных сект ей совершенно не
нужен, тем более, что он (этот ассортимент) никак не способствует определению и
пониманию России как исторического явления.
В-четвертых, 1000-летняя попытка западных рациональных
«хомо-экономикус» (сокращенно – хомэков) определить и понять Россию оказалась
неудачной и в общем-то двоешной. Все это время они постоянно бубнили (и бубнят
до сих пор) о загадочной русской душе, русских морозах и т.п. Если бы западные
хомэки находились на деле на христианских позициях и хотя бы Россию
воспринимали, они бы к ней так не относились, как относились после 1054 года и
относятся до настоящих дней. Надеюсь, этот конкретный, откровенно слабый
результат в понимании России западными «умниками» отрезвит и кое-чему научит
российских либералов местно-демократической селекции, обязавших себя
безоговорочно и всегда высоко ценить любой опыт Западной Европы.
Приведу слова одного очень известного и далеко неглупого
западного деятеля по имени Уинстон Черчилль, он сказал: «Россия – это тайна,
завернутая в загадку». Отмечу, что упомянутый Уинстон никогда не принадлежал к
любящим Россию, но, с другой стороны, он не был замечен и в либеральной
придури. Хоть Черчилль по природе и западный человек, но у него, в отличие от
«россиянских» либералов и западного большинства, хватило ума и интуиции Россию
не понимать формальным умом, а предварительно постараться хотя бы правильно ее
почувствовать. Собственно, это его и выдвинуло в число лидеров Западного блока.
Россию будут стараться определять и понять только те, кто
её совсем не любит и не принимает её духовно, для которых Россия – «эта» страна
и объект формального бездушного эксперимента. Как и на любую другую страну, на
Россию легко навесить ярлык или эпитет, выражающий неприязнь к ней
представителей «нового мышления» или других формалистов, страдающих отсутствием
любви. Но эта их позиция не будет выражением понимания сути России. Она будут
выражением только их позы и ограниченности. Характерно, что те, кто не любят
Россию, не любят и не воспринимают Тютчева. Они не являются сынами и дочерьми,
как и братьями и сестрами, ни для России, ни для Тютчева. Они над ним и над
Россией постоянно ерничают. Они будут, не жалея времени, нахваливать США,
Израиль, Соломоновы острова, И. Бродского, И. Мандельштама, П. Когана, но
– не Россию и не Федора Тютчева. Это, конечно, их дело, как выражать свой
«менталитет». Но они не будут хвалить Ф. И. Тютчева, ибо они его не
воспринимают душой и не понимают умом. А не понимая Тютчева, как они могут
понять Россию? Своим фактическим поведением, выявляющим суть их «менталитета» и
ограниченность человеческого ума, они только лишний раз подтверждают правоту
слов великого русского поэта, мыслителя и дипломата.
Те же, кто любит Россию, определять её не будут, для них
Россия – категория любви. Поэтому Россия
для них – живая система, в которую можно только верить. Именно так и
воспринимал Россию великий её сын – Фёдор Иванович Тютчев.