З |
наменитые строки Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять…» – камертон русской души. Нет более проникновенных художественных слов для русского человека. Именно они западают в самую глубину нашего сердца и настраивают душу на русский лад. Здесь не Тютчев сказал о России, а Россия через Тютчева напомнила нам о Себе.
Отзываемся мы на эти проникновенные строки по-разному. У одних они навсегда остаются в сердце, и они не раз обращаются к ним, силясь понять их смысл и проникнуть в их тайну. Другие лишь изредка обращаются к ним. Третьи надолго забывают их. Но пока они хотя бы существуют в нашем сердце, мы еще остаемся русскими людьми. В какую-то особую минуту эти слова могут ожить в нашем сердце и возродить нашу русскость во всей полноте со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Каждое поколение русских людей находит свое понимание «особенной стати России» и по-своему верит в неё. И именно из этой веры рождается жертвенная любовь к Родине, не раз спасавшая наш народ от вражеских нашествий и внутренних врагов всякого рода.
Что заключено в этих словах для нас, какая тайна, скрытая за ними, доступна нам сегодня? Попробуем разобраться в этом.
2. Русский философ А. А. Козлов
различал знание Бога, назовем его ведением или мудростью, и знание о Боге.
Аналогично существует знание (ведение) России, русского народа, человека и
знание о России, русском народе,
человеке вообще. Знание о чем-то
приходит к нам через разум, ведение чего-то посредством веры или «путем
сердца». Вся философия истории, и её дитя – геополитика, рассуждают о народах и человечестве, независимо от
того, что они считают субъектом или объектом исторического развития: абсолютный
дух, национальную харизму, производственные отношения, борьбу классов,
столкновение цивилизаций.
3. Однако существует не только история, существует судьба и у народов, и у людей, и у государств, таинственная и непостижимая, со своими превратностями и испытаниями. Невнимание к знакам судьбы, не следование её «указаниям» одна из причин реальных трудностей исторического развития любой великой страны, будь то Россия, Франция или Испания. До настоящего времени мы следовали предначертаниями судьбы России и потому в основном успешно переносили все превратности истории, что позволило Ф. И. Тютчеву написать следующее:
«Апология России…Боже мой! Эту задачу принял на себя мастер, который выше нас всех и который, мне кажется, выполнял её до сих пор довольно успешно. Истинный защитник России – это история. Ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которыми подвергает она свою таинственную судьбу». Невольно вспоминается слова Наполеона обращенные к своей армии перед форсированием Немана: «Впереди Россия, увлекаемая роком. Да свершится её судьба». И рок увлек за собой, но не Россию, а Наполеона. Ни громадное превосходство в численности войска, ни полководческий талант Наполеона не сыграли решающей роли в таинственной судьбе России, не свернули её со своего пути развития. И будем верить, что и новое нашествие Европы и США под флагом либерализма не сокрушит нас. Снова в пользу России разрешится и это испытание её судьбы.
4. Чтобы пройти через новые испытания и успешно преодолеть
все превратности истории мы должны верить в Россию.
Всё достойное живет, прежде всего, верой. Что-то больше, что-то меньше, но всё. То, во что перестают верить, рушится и исчезает. Так рухнула коммунистическая идеология, а с нею и могучий Советский Союз. Вера в советского человека, в грядущий коммунизм оказались не действенными. Но также не состоятельна вера в «общечеловека» и будущую либеральную цивилизацию, которую усиленно насаждают нам сейчас, одновременно демонизируя национализм или веру русского человека в себя. В то же время Россия, как ни одна страна в мире, существует в истории как раз больше за счет веры в неё русского народа. Из этой веры родились и знаменитые строки Тютчева:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить»
Мы можем лишь добавить, что в Россию не только можно, но и должно верить. И эта вера не останется без ответа, она отзовется притоком новых сил всем русским людям, так нужным нам сейчас в очередной роковой период нашего исторического существования.
Из сказанного следует то, что только людей, верящих в Россию, в её «особенную стать», то есть в её самобытность и самодоста-точность, и следует считать славянофилами, а точнее почвенниками, в самом высоком значении этого слова и отличать от западников, которые тоже могут желать лучшей участи России, но никогда не верят в её самодостаточность и самобытность.
5. Можно ли всегда и во всем полагаться на судьбу? Нет! Более того, существует несомненная опасность того, что вера в таинственную судьбу России переродится в предопределенность или в своего рода историческую «прелесть» по которой ничего делать не надо, а только полагаться на Бога. Из чего возникает соблазн только себе присвоить христианское избранничество и превратиться в исторического гордеца и, как следствие, повторить трагическую судьбу ветхозаветного Израиля. Кроме того, следует отметить, что даже пророчества не всегда неотвратимы, но в определенной степени являются предупреждениями. После пророчества о скорой смерти, по горячей молитве израильского царя Езикия, Бог продлил его дни на 20 лет. В нашей истории всенародная молитва к Царице Небесной отвратила нашествие Тамерлана. Но нужно ли доводить существование нации и государства до такой исторической «черты». В наши дни оскудения веры народ уже не способен на всеобщую горячую молитву. К тому же нет и единства в среде православных христиан. Некоторые до сих пор связывают все беды нашей страны с «тяжелейшим грехом клятвопреступления и цареубийства, тяготеющего над нашим народом» и «отступничеством русского духовенства в лице его высших иерархов» (К. Душенов).
6. Историческая жизнь народа не прерывается в годины испытаний, а продолжается благодаря великим людям, безусловно верящим в Россию. На вызов Петра Россия ответила явлением Пушкина, написал «отчаявшийся» западник Герцен, верно почувствовавший их взаимную связь, но не поднявшийся до подлинного понимания их родства. На вызов Истории Россия ответила явлением Петра, Пушкина и Тютчева, Суворова и Кутузова, Глинки и Мусоргского, Толстого и Достоевского, Данилевского и Менделеева, Есенина и Рубцова, и многих других свято верящих в Россию. И хочется верить, что такие люди и впредь не исчезнут, что не все потеряли веру в Россию и впали в уныние и безнадежность. Отсутствие великих государственных деятелей в Польше определило её трагическую судьбу, в частности, неоднократные разделы страны. Не нашлось у них Ивана Грозного, сокрушившего аристократический (боярский) менталитет в государстве.
7. Вера исчезает у людей не только тогда, когда в них поселяется уныние, есть на то и другие причины, и мы должны их знать. Судьба это всегда тайна. Приобщиться к ней, приоткрыть её завесу через веру возможно, но не более. Попытки же узнать судьбу человека посредством гаданий и судьбы России путем так называемых пророчеств, лишает нас подлинной веры. Либо мы верим в историческое предназначение или судьбу России, либо мы верим лжепророкам. Давно пора трезвенно взглянуть на историю и уяснить следующее. Все пророчества о грядущей судьбе государств, не о Церкви, не о духовных явлениях в жизни людей, а именно о грядущих исторических судьбах народов ложны, ибо время таких пророчеств ушло в прошлое вместе с теократиями Ветхого Завета. Не случайно так наивны для нас все толкования Апокалипсиса, например у Ф. Бухарева. Еще более искусственны и даже смешны усилия приспособить Нострадамуса к нашим дням. И для своего времени это был самобман, тем более сейчас. Все это, как и все другие попытки понять будущее России и русского народа, исходя из надерганных цитат от старцев и даже святых отцов, мы должны отбросить как исторический соблазн, как историческую астрологию, недопустимую для русского православного человека. И потому лишь вера в историческую судьбу России, её «особенную стать» живительна и благотворна.
8. Отметим еще и следующее. Публицисты, видящие в современных бедах России прежде всего происки неких «темных сил», «мировой закулисы» или тайного правительства, масонов или сионистов, по существу двигателем Истории признают не Бога, а дьявола и служащих ему «отрицательных деятелей человечества». Подлинная философия истории, при всем разнообразии подходов к ней, признает существование Божественного Домостроительства в мире, хотя бы в самом общем виде и соответственно этому Н. Я. Данилевский выделял положительных деятелей истории, этнографический материал и «отрицательных деятелей истории» или «бичей Божиих». Через положительных деятелей истории свершается Таинственный Божественный Промысел о народах, племенах и «языках» и о причастности к этому должны мы радеть прежде всего, стремясь увидеть знаки Божественного Домостроительства в жизни русской нации. Ибо постижение истории есть постижение народом прежде всего самого себя, есть постижение в себе самом божественного закона развития Нации. И все свои усилия мы должны направлять к этому. В погоне за историческими «козлами отпущения» мы утеряли «нить истории», а также понимание времени как «кайроса», а не только как «хроноса». Голос времени («кайроса») – это голос Бога. «Что Мне и Тебе Жено?, - говорить Христос Пресвятой Деве на браке в Кане Галилейской, еще не пришел час Мой» (Ин.2.4.). Другими словами мы потеряли сознание того, что свершается в мире, то есть не просто происходит, а именно свершается в роковые годы истории. А в роковые годы истории совершается переход Нации из одного «возраста» в другой или наступает новый период становления народного духа. А правда современности состоит в том, что пришло время национализма. Наступило время перехода из имперского периода развития Русского народного духа в националистический. Пришло время испытания глубины или внутренней крепости национального духа, характера, культуры, традиции. Прошло время княжеств, царств, империй, наступила эпоха глобализации, пришло время «вызова и ответа» самобытности каждой цивилизации, а не борьбы или столкновения цивилизаций. Временем востребована неповторимость каждого этноса (народа), самобытность каждой культуры, самодостаточность образа жизни каждой цивилизации. И то, что не снивелируется, не упроститься, не впадет во вторичное смешение и опрощение по К. Леонтьеву, то не просто сохранится, а продолжится в новом качестве. А с этим придет приток новых глубинных сил Нации, возникнет новое обояние и притягательность культуры, лад и согласие нового образа жизни, мужество и героизм новой гражданственности, а с ними и разрешение всех возникающих проблем.
Конечно, любой переход из одного периода становления народного духа в следующий, для нас из имперского в националистический, чрезвычайно болезненен для Нации, вплоть до угрозы превращения её из положительного деятеля истории в этнографический материал для других народов. Так происходило всегда. Было ли то время Петра или завершение киевского периода нашей истории или затянувшийся закат Российской Империи. Но это надо пройти с минимальными потерями, так, чтобы сохранить пассионарное ядро Нации, могущее сознательно и с верой создать новую структуру власти, уклад жизни, культуру, уже великорусские по своему содержанию. Сделать это становится всё труднее и труднее. Мы слишком далеко зашли в остервенении крушения коммунистического режима, кто-то под «шумок» и России, как ранее Российской Империи и Православия. А кто-то все еще скорбит по прекрасному прошлому, для них – «золотому веку» нашей истории, не желая признавать, что величие и слава не возрождаются, но и не умирают, – они бессмертны. Об этом тоже писал Тютчев применительно к Римской империи.
«…прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всём величье видел ты
Закат звезды её кровавый!..»
Каждый период истории имеет свою славу и свое величие, свое обояние и красоту, и надо радеть о новой славе и величии, а не пытаться вернуться к прежним, с тем, чтобы закат Российской империи и СССР не стал закатом Русской Нации. И может быть тогда мы поймем, о каком блаженстве или счастье писал Тютчев, блаженстве созерцания нового величия и славы России.
«Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!»
Пока же многие из русских людей повторяют другие строки нашего современника Бориса Примерова
«Прощай, великая держава,
Одна шестая часть земли,
Которую на переправе
Мы сообща не сберегли»
В этих словах звучит не только глубокая скорбь, чувствуется и уныние – один из страшных грехов, который, к сожалению, заразил многих наших соотечественников и стал причиной многих бед и нестроений в обществе. В первую очередь это сказалось на систематическом сокращении народонаселения России за последние 15 лет и на снижении средней продолжительности жизни. Все попытки объяснить это другими причинами (сменой преобладавшего в России крестьянского уклада жизни технологической цивилизацией, как это считает И. Р. Шафаревич, или принципиальная немодернизируемость России, как пишет С. Кургинян, или фаза надлома пассионарного напряжения русской этнческой системы, как утверждал Л. Н. Гумилев) уводят нас от главной причины – от неверия в собственные силы, в творческие возможности своего народа. И потому мы не должны быть завороженными этими взглядами, надо отбросить утверждения Кургиняна и не следовать призыву И. Шафаревича: «Максимально дистанцироваться от техно-логической цивилизации – чтобы не быть при крушении этой системы погребёнными под её основами». Скорее технологическая цивилизация сокрушит и обрушит весь мир, прежде чем рухнет сама. Более верным и оправданным исторически является путь, выбранный Петром Великим. Веря в творческие возможности своего народа, мы не должны бояться ни технологического, ни информационного века, а всё преобразовывать на пользу себе.
9. Есть и третий аспект исторической устойчивости Нации. Это безусловное и даже безграничное доверие к главе Государства (самодержцу, вождю, президенту). Потеря этого доверия к Николаю I – одна из причин неудач Крымской войны, ибо не случайны строки эпиграммы-эпитафии Тютчева:
«Не Богу ты служил и не России
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей».
Оценка Тютчевым деятельности Николая Павловича не вписывается в ту реабилитацию императорской России, которая произошла в последние годы в умах многих граждан России, не говорю уже о монархистах, для которых Государь – «рыцарь и монах». Трезвенность исторических оценок не должна покидать нас. Поэтические строки Тютчева не случайны. Вот цитата из его записки «О цензуре в России» (ноябрь 1857 г.), в которой он касается и уроков Крымской войны: «нам было жестоко доказано, что нельзя налагать на умы безусловное и слишком продолжительное стеснение и гнет без существенного вреда для общественного организма. Видно, всякое ослабление и заметное умаление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собою усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. Даже сама власть с течением времени не может уклониться от неудобств подобной системы. Вокруг той сферы, где она присутствует, образуется пустыня и громадная умственная пустота, и правительственная мысль, не встречая извне ни контроля, ни указания, ни малейшей точки опоры, кончает тем, что приходит в смущение и изнемогает под собственным бременем еще прежде, чем бы ей суждено пасть под ударами злополучных событий». Далее он формулирует «лозунг настоящего положения нашего»: «Направление мощное, разумное, в себе уверенное направление – вот чего требует страна, вот в чем заключается лозунг настоящего положения нашего», – лозунг актуальный для всех времен, а именно, необходимость глубокой связи государственной власти с интересами и духовной жизнью народа. «Без этой искренней связи с действительною душою страны, без полного и совершенного пробуждения её нравственных и умственных сил, без их добровольного и единодушного содействия при разрешении общей задачи, - правительство, предоставленное собственным силам, не может совершить ничего столько же извне, как и внутри…Судьба России уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь только одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход». И сейчас никакие реформы и преобразования сверху не сдвинут Россию с места без приливной волны народной жизни. Заметим, еще в большей степени потеря доверия в обществе верховной власти характеризует время последнего Государя. Однако винить в этом Государя я бы не стал. Вина на случившемся с Россией, прежде всего, лежит на правящем классе. Ф. И. Тютчев еще в 1870 году писал, что в России господствует «абсолютизм», который включает в себя «черту, самую отличительную из всех – презрительную и тупую ненависть ко всему русскому, инстинктивное, так сказать, непонимание всего национального». Еще ранее в 1855 году об абсолютизме писал виднейший славянофил К. С. Аксаков в «Записке», адресованной Александру II: «Не подлежит спору, что правительство существует для Народа, а не Народ для правительства. Поняв это добросовестно, правительство никогда не посягнет на самостоятельность народной жизни и народного духа…Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью. Правительство, а с ним и верхние классы, отдалилось от народа и стало ему чужим. И народ, и правительство стоят теперь на разных путях, на разных началах… Народ не имеет доверенности к правительству; правительство не имеет доверенности к народу…При потере взаимной искренности и доверенности всё обняла ложь, везде обман…Все лгут друг другу, видят это, продолжают лгать, и неизвестно, до чего дойдут…Взяточничество и чиновный организованный грабеж – страшны…Лишенный нравственных сил человек становится бездушен и с инстинктивной хитростью, где может, грабит, ворует, плутует…Нужно, чтобы правительство приняло вновь свои коренные отношения к народу, древние отношения государства и земли, и восстановило их». Итог известен.
10. Отсутствие малейшего доверия к последним престарелым вождям СССР, несомненно, ускорили крушение Советского Союза. Надежды на Горбачева и Ельцина тоже быстро исчезли. Но люди жаждут довериться новому главе Государства, и это наша имперская черта великого народа. И может быть это наше доверие, эта наша жажда вызовет к жизни подлинного лидера страны, и Россия воспрянет и возродится. Исключать подобное никогда нельзя, как и возможное новое разочарование.
Итак, безусловная вера в таинственную судьбу России, следование законам исторического развития, жажда великого человека (правителя) – вот историческое кредо современности для русского человека, вот путь преодоления всех трудностей сегодняшнего дня.
И такому человеку, а через него и всем русским людям, откроется новый лик современной и будущей России, и наша Родина возродится в новом качестве и снова сплотит нас в единый, могучий и великий народ. И да будет так!