Церковь и государство

Борис Дверницкий

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН И ГОСУДАРСТВО В XXI ВЕКЕ

 

1.

Перед каждым православным христианином в XXI веке заново поставлена проблема взаимоотношения Церкви и государства и в свете этого его личностных отношений с государством. Необходимо согласовать наш долг и наши обязанности перед Богом и перед Отечеством и представляющим Его государством.

Ушла в далекое прошлое симфония Церкви и Царства; канул в лету  имперский период нашей истории, когда Православие было государственной религией; надеюсь, навсегда закончилось безбожное коммунистическое вчера, ознаменованное борьбой с Церковью на уничтожение. Сейчас власть провозгласила наше государство «светским» и одновременно демократическим. Что значит «светскость» мы рассмотрим ниже, а демократия формально означает, что государство это мы. А потому от нас зависит найти правильные отношения Церкви и государства.

2. Чтобы найти правильные взаимоотношения Церкви и государства необходимо определить их связь с человеком.

Человек существует на трех уровнях или в трех состояниях: духовном (небесном, его еще называют иногда «сверхчувственным»), душевно-идеальном и плотском (земном). «Три состояния жизни признает разум, – пишет прп. Никита Стифат, – плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный» [1, с.111]. Православный богослов начала XX века М. М. Тареев писал: «Надо признать разнородность сфер жизни, признать наряду с Христовой духовностью, развивающуюся по своим законам естественную жизнь, природную (плотская сфера – Б. Дверницкий) и общественно-историческую» [8, с. 331]. В. И. Несмелов писал об этом так: «человек…непосредственно сознает в себе самом действительное существование двух миров – чувственного и сверхчувственного, физического и духовного…Он непосредственно знает о сверхчувст-венном бытии, ибо себя самого он не может сознавать иначе, как только в сверхчувственном содержании своей личности» [9, с. 262].

На духовном уровне мы общаемся с Богом, этому уровню соответствует Церковь, разумеется, только христианская. Душевно-идеальному уровню человека соответствует государство, культура и общество (социум), земному или плотскому уровню бытия соответствует семья, на нем также находятся те народы, племена и «языки», которые не создали самобытной культуры, единого государства и общества. Соответственно у нас три отечества, а не одно. Вспомним ап. Павла: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» [Еф. 3,14-15].

Три отечества это: Отечество Небесное с Отцом Небесным и нашей ежедневной молитвой «Отче наш», единственной которую оставил нам возлюбленный Сын Божий; отечество семейное с заповедью «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» и Отечество идеально-душевное, наша Отчизна – Россия.

«Люби отечество земное, – учит нас святой праведный Иоанн Кронштадский, – оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби Отечество Небесное…то Отечество дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это Отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того Отечества, уважай и люби его законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

Митрополит Солнечногорский Сергий пишет в статье «Дух гражданства»: «Любовь к Отечеству – способность, данная нам от Бога. Этот дар, ниспосланный свыше, соединяет граждан в народ и сплачивает соотечественников, сближает народы и национальные культуры, дает силы государству устоять в годы мировых потрясений и войн перед натиском врага» [2. с. 11]. Любовь к Отечеству Небесному, любовь к Граду Божьему он характеризует как «высшее из человеческих проявлений» и «как высшую награду, которую можно получить при жизни». «Это свет, льющийся изнутри и раскрывающий в человеке внутреннего человека, его глубинно-духовную связь с Отцом Небесным» [2, с. 11].

3.По учению святых отцов Церковь есть богочеловеческий организм. Мы, христиане, составляем тело Церкви, глава Ёе, Иисус Христос или как сказал ап.Павел: «мы, многие, составляем одно тело во Христе» [Рим. 12,5]. В Церкви и только в Церкви мы спасаемся от греха и смерти, преображаемся и свершаем дела, к которым призваны. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении: увещеватель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» [Рим.12,6-8].

Если Церковь есть богочеловеческое устроение, то государство есть устроение сугубо человеческое, даже если оно и освящается Церковью. Другими словами государство вторично по отношению к человеку, точнее даже к национальному логосу в человеке.

В Церкви явлено наше духовное единство, в государстве – единство душевно-идеальное или единство народное.

Задача государства обеспечить порядок и согласие в обществе, не допустить разгула анархии, произвола, гипертрофии семейственности, словом всего того, что  разъедает гражданское единство. «Такова правда власти, правда государства» по выражению Н. А. Бердяева [3, с. 27]. Другая задача – это воспитание в людях дисциплины, чувства долга, чести, верности, самоотверженности, героизма и других личностных добродетелей, на которых, а не на голом насилии, собственно и держится государство. Может быть, воспитание государственного человека даже более важная задача, ибо без этого и церковность человека будет под сомнением. В самом деле, какие мы христиане без абсолютного послушания Отцу Небесному, без полнейшей верности Иисусу Христу, без личностного одухотворения святым Духом.

Все вышесказанное о роли государства, тем не менее, не дает ему право считать себя «воплощением нравственной идеи на земле», как это утверждал Гегель.

Забота о духовно-нравственном состоянии – прерогатива Церкви. Заповеди – это не продукт человеческих установлений, они даны нам Божественным Откровением и составляют неизменную основу нравственности в любом обществе и во все времена. И они всегда устанавливают предел действия гражданских законов и обязанностей, и каждый гражданин должен это знать и не выходить за эти границы. Так, долг по защите Отечества от внешних и внутренних врагов, имеет ограничение заповедью «не убий». Убить можно только врага с оружием в руках, но не мирных граждан, ни сдавшегося в плен противника.

4. Низшее в человеке должно подчиняться высшему: плотское – душевно-идеальному, а оно – духовному. Таков один из метафизических законов о человек. Наши духовные обязанности перед Богом выше нашего долга перед государством, а последние выше семейных обязанностей. Мы не должны никогда забывать о том, что духовная смерть, то есть, угашение жизни человека по духу, есть смерть вечная.

Сказанное не отменяет определенной автономности нашей жизни всех трех уровней бытия, «каждое из которых, – по слову прп. Никиты Стифата, – имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». Святитель Феофан Затворник написал об этом так: «У человека есть три яруса жизни: духовный, душевный и телесный; каждый из них дает свою сумму потребностей, естественных и свойственных человеку; сии потребности не все одного достоинства, одни выше, другие ниже, соразмерное удовлетворение их дает человеку покой» [4, с. 77-78].

О нашем долге перед государством сказал и Иисус Христос искушавшим Его иудеям: «отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу» [Мф. 22,21]. Разъясняя это ап. Петр пишет: «Будьте покорны всякому человеческому начальству – для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посланным для наказания преступников и для поощрения делающих добро» [Петр. 2,13-14].И у ап. Павла мы читаем: « Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога учинены суть. Посему противящийся власти противится Божиему установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно меч носит: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И по тому надо повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь…» [Рим. 13,1-7].

В наше время можно услышать следующие недоумения: «как повиноваться властям, которые не только потворствуют ограблению народа, обрекая его на нищету и безграмотность, но прямо способствуют его уничтожению, о чем свидетельствует ежегодное сокращение населения более чем на один миллион человек? Как повиноваться властям, политика которых привела к тому, что дети, вместо того, чтобы учиться, вынуждены просить милостыню вместе со стариками, отдавшими все силы на благо отечества?»

Новозаветные предписания, приведенные выше касаются нас как людей церковных, то есть, обращены к нашей христианской совести, но они не затрагивают нашей гражданской совести. Последняя же, может толкать нас либо на активное участие в политической жизни, либо на сопротивление «гибельной» политике властей, хотя бы в форме «непротивления злу насилием». Однако мы не должны создавать какого-либо аналога католической теологии освобождения, то есть оправдывать свои революционные или бунтарские действия православной верой, вступать на путь провокатора Гапона. Даже если разразится гражданская война, мы не должны религиозно оправдывать ни одну из сторон. Связывать воедино религиозные и национальные задачи и упования есть грех. Именно этот грех погубил Израиль, который хотел видеть в Иисусе Христе только своего освободителя от римского гнета, только своего царя. Как пишет митр. Антоний (Храповицкий): «Причиной еврейской вражды против Иисуса Христа было, прежде всего, Его не сочувствие задуманной ими революции и это же революционное стремление, ослабленное на несколько дней чудом воскресения Лазаря, возбудило против Христа злобу иудеев, когда они увидели Его в хламиде поругания. Отсюда, несомненно, вывод: Иисус Христос стал жертвой еврейской революции, явившись в глазах мятежного народа контрреволюционером. Конечно, все это явилось попущением Божиим. Конечно, ничего бы такого не совершилось, если б Господь Сам не пожелал бы согласно Предвечному Совету взойти на крест, как Он и говорил о Себе» [5, с. 23-24].

Итак, мы должны всегда помнить о разных уровнях нашей жизни и не смешивать их воедино и тогда у нас будет чистая совесть и перед Богом и перед своим народом.

5.Наша подчиненность гражданским законам не ставит государство выше человека, не отменяет его вторичности по отношению к логосу человека. Не все так считают. А. Л. Казин в статье «Русская задача» пишет: «России требуется определенная иерархия ценностей, как по вертикали, так и по горизонтали национального бытия. Церковь – культура – государство – человек – так бы я сформулировал основной принцип этой иерархии» [6, с. 22]. Такая иерархия ценностей превращает человека в средство для достижения каких-то государственных задач, пусть даже и нужных для общества. Однако человек никогда не средство, а всегда цель. И тут пути Церкви и государства, а значит, пути человека и государства расходятся. И не надо их искусственно соединять.

Государство призвано заботиться, прежде всего, о народе в целом и его забота простирается и на благо будущих поколений. Главная забота Церкви спасение и одухотворение конкретного человека в его настоящем положении. И перед Церковью совсем не стоит задача спасения государства или культуры как таковых. Архиепископ Константин (Горянов) в статье «Опыт встречи» пишет: «Христианство спасает, прежде всего, личности, а лишь затем – народы и сообщества. Святость в Церкви персоналистична, личностна. «Если не скажет человек в сердце своем, что двое нас в мире, я и Бог, не найдет покоя душе своей» – говорит авва Алоний. Относительно возможностей всеобщего спасения соборный голос Церкви всегда отзывался отрицательно и даже относительно спасения целых сословий и классов. Как говорит свт. Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея: «Хотя Христос и говорит, что богатые с трудом спасаются, тем не менее, показывает, что не все они погибнут, и не все бедные спасутся, но и из тех, и из других и спасаются, и погибают» [6, с. 17].

Церковь не несет ответственности перед государством как таковым. Она ответственна только перед Богом за человека. Её добрая воля считать беды и радости государства своими, но и только. Даже восстановление преподавания закона Божия в школе, это в первую очередь, забота государства, если оно думает о собственном благополучии и устойчивости, ну и наш гражданский долг.

6. В человеке есть видимое и невидимое, видимое есть тело, невидимое – душа. Некоторые святые отцы, в частности, свт. Игнатий (Брянчанинов), выделяли в человеке еще и «весьма тонкое летучее тело, имеющее весь вид нашего грубого тела, все его члены, даже волосы, его характер лица, словом полное сходство с ним» [7, с. 394]. По аналогии мы можем выделять душу, тонкое тело и тело и в национальном организме. И если мы обратимся к триединству нации, которое образуют государство, культура и общество, то должны будем констатировать следующее. Душу культуры составляет философия, тонкое тело – словесность, тело – искусства. Душу общества являет монашество, тонкое тело – сакральная жизнь общества, тело – хозяйственно-трудовой аспект социума. Душу государства составляет идеология (общественный идеал); тонкое тело являют конституция, законы и вся область права; тело представляют власти: исполнительная, законодательная, судебная и народная (соборы, референдумы, выборы). Идеологией Российской Империи служила триединая формула: Самодержавие, Православие и Народность. В Европе со времен Французской революции стала утверждаться тоже триединая формула: свобода, равенство и братство. В Китае в начале XX века были провозглашены и действуют три принципа Сун Ятсена: «национализм, народовластие и народное благоденствие», которые не поставили под сомнение даже коммунистические власти Китая. Идеология Российской Федерации гласно не сформулирована. Считать общественным идеалом задачу повышения благосостояния своих граждан или проведение реформ не серьезно. Между тем это принципиальный вопрос, законы государства должны создаваться исходя из его идеологии, и уж во всяком случае, не противоречить ей. Может быть, потому они так трудно принимаются Думой.

Государство это я, - утверждал Людовик XIV и нес на себе всю ответственность за состояние страны. Государство это мы, провозглашает наша демократическая конституция, а значит и нашу гражданскую ответственность за состояние всех дел в нашем Отечестве. И эту ответственность мы должны осознать и предъявлять совершенно определенные требования к регулярно выбираемым нами депутатам всех уровней, вплоть до президента. И наше первое, и главное требование к ним, это не забота о благосостоянии общества (хотя и это нужно), а осознание депутатами своей ответственности за духовно-нравственное состояние общества как основы успешного проведения всех политических, социальных и экономических преобразований. И с такими избранниками мы сможем создать новые и правильные отношения Церкви и государства, которые позволят нам перенести и преодолеть все трудности и все испытания наступившего столетия.

7. Подведем итог. Итак, мы вступили в новый период отношений Церкви и государства, во многом еще не определившихся окончательно.

Государство не продекларировало свою идеологию, свои основополагающие принципы и свои перспективные задачи, без чего трудно наладить устойчивые и долговременные взаимоотношения Церкви и государства и значит, нет необходимости форсировать этот процесс со стороны Церкви. В то же время власти должны осознавать, что никакое государство не может быть сильным и устойчивым, если оно не имеет ясной и понятной большинству населения идеологии. Наконец, всем властным структурам необходимо осознавать, что тем или иным отношением государства к Церкви перед лицом Вечной Правды, оно выносит себе суд и, в конечном счете, предопределяет свою судьбу. Крушение СССР это ведь не столько результат происков врагов, сколько следствие систематического атеизма государственной власти.

Признавая особую миссию власти в греховном человечестве, мы признаем право государства на собственные законы, обязательные для всех граждан и это являет светскость государства для нас, но и только. Правда государства, как и правда семьи и общества, есть правда условная, ограниченная. Ни государство, ни общество, ни семья не устремлены к абсолютному идеалу, и они не знают ни вечной жизни, ни воскресения, которые являются главной движущей силой человека, хотя бы он этого и не сознавал.

Наличие разных сфер (уровней) деятельности Церкви и государства, четко осознаваемое нами, залог того, что гражданские обязанности, а также социально-политические идеалы никогда не станут для нас «небом», а государство в том или ином виде не станет для нас священным учреждением. Ответ апостолов Петра и Иоанна своей законной власти – синедриону, когда он потребовал от апостолов не говорить и не учить об имени Иисуса Христа: «Судите: справедливо ли перед Богом – слушать вас более, нежели Бога» [Деян. 4.19], – всегда должен жить в нашем сердце.

Литература

1.       Добротолюбие, т.5.,М.,1900 г.

2.        «Трибуна русской мысли», №2, 2002 г.

3.       Н.А.Бердяев. «Царство Божие и царство кесаря», «Путь», кн.1, М.,1992 г.

4.       Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь», М.,1999 г.

5.       Митрополит Антоний (Храповицкий). « ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ и еврейская революция», С-Пб.,1993 г.

6.       «Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия», С-Пб.,2002 г.

7.       Прот.Г.Флоровский «Пути русского богословия», Вильнюс,1991г.

8.       М.М.Тареев «Основы христианства», т.IV, М.,1916.

В.И.Несмелов «Наука о человеке», Казань,1896,т.1.

Hosted by uCoz