1.Существуют разные определения черносотенцев, от сугубо отрицательных до апологетических. Но как бы не относиться к ним, мы – русские люди – должны знать, что это часть нашей истории: их жизнь – часть нашей жизни, их мировоззрение– часть русского воззрения, их дела часть наших дел. Именно поэтому мы обязаны иметь ясное понимание их деятельности, а также хорошо усвоить их уроки и заветы. Сделать это не просто, слишком много чудовищной лжи и невероятной клеветы наговорено на них, тут недруги русского народа потрудились на славу. Но теперь, после работ В. Острецова [1], В. В. Кожинова [2], А. Д. Степанова [3] и других, многие наветы сняты и мы можем достаточно взвешенно и объективно взглянуть на них. Это тем более необходимо, что явление черносотенства есть явление сугубо национальное, как казачество или даже советы в жизни страны, или как славянофильство и почвенничество в мировоззрении.
Для начала каждый русский человек должен найти свое понимание их как явления в России XX века и увидеть у них то, что является существенным для нас сегодня.
Для меня черносотенцы это, прежде всего, те люди, которые отстояли Россию от натиска враждебных ей сил в 1905-1907 гг. Напомню, в 1905 году забастовки охватили крупные города, а революционные митинги, бомбы и браунинги стали повседневностью уличной жизни. Ежедневно эсеры убивали от 10 до 18 человек. Весь Сибирский путь оказался в руках восставших, в Чите была провозглашена красная республика. За 1905-1906 гг. было сожжено и разграблено около 2000 усадеб. [1, с.11]. Происходили бандитские налеты на церкви, крестные ходы, кощунственные глумления над святынями русского народа: иконами, крестами, царскими портретами. В ответ народ стихийно поднялся против бесчинств, на защиту святынь, порядка, отечества. «Черные» люди, стихийно организовав дружины, сорвали митинги и забастовки распропагандированных слоев населения. В сотнях городов, включая Уфу, Саратов, Ростов-на-Дону, Казань, Ярославль, Полтаву, Шую, Киев, – народ сам подавил беспорядки.
К черносотенцам я отношу и тех «служивых людей» Государя, которые остались верными долгу и присяге в это мятежное время.
Наконец, это «интеллектуалы» образовавшиеся в общества (Русское Собрание – 1901 г., Союз Русских Людей – 1905 г., Союз Русского Народа – 1905 г., Русский Народный Союз имени Михаила Архангела, Русская монархическая партия, Лига Московских патриотов, «Минин и Пожарский» в Нижнем Новгороде, «Русское Вече» в Вильно и другие монархические объединения). Они разработали программы развития России на ближайшие годы, представили их Государю и общественности, при этом они предупредили Государя, что при непринятии хотя бы одной из них, Российскую Империю ожидают величайшие беды и нестроения. Так Б.В. Никольский, член Русского Собрания, а потом и член Главного Совета СРН, на приеме у Государя в декабре 1905 года заявил, что при не принятии Государем решительных мер «мы не видим спасения ни Вашему Царствующему Дому, ни нашему русскому строю и ждем только небывалых в истории потрясений, доколе русскою кровью не смоется начисто с лица земли русской чумная смута и ценою неисчислимых жертв не искупится та несомненная окончательная победа, которая и теперь еще может быть достигнута жертвами несравненно меньшими».
Черносотенцами следует считать и тех людей, которые впервые осознали, увидели или ощутили на себе действие нового врага, ранее в истории России не игравшего главной роли. Эти недруги русского народа, да и всех исторических народов России, ненавидели Самодержавие и лично Государя, отвергали Православие и традиционные ценности и культуру, всеми силами разжигали сепаратизм, классовую борьбу, все виды недовольства и не жалели для этого ни сил, ни средств. При этом они не просто опирались на международную поддержку определенных сил, но и представляли их по существу. В силу своей «новизны» они не встречали прямого сопротивления и потому достигли больших успехов. Исторически они проверяли и проверяют нас, русских людей, на прочность, на внутреннюю сплоченность и крепость, как ранее внешние враги испытывали нашу силу и мощь.
В отличие от националистов черносотенцы верили, что существующая власть в состоянии справиться с новой враждебной силой без отказа от традиционных форм государственности и духовности и от всего сердца исповедывали триединую формулу: Православие, Самодержавие, Русская Народность.
2. Черносотенство было явлением массовым. В отдельные годы черносотенцев было больше чем представителей всех других партий вместе взятых. По разным оценках, в их рядах состояло от нескольких сотен тысяч до трех миллионов человек, при этом в их организациях были представители всех слоев населения, в том числе авторитетнейшие иерархи и священники, виднейшие ученые, литераторы, художники, музыканты, публицисты. «В 1906-1908 гг. черная сотня становится самым массовым общественно-политическим движением. Изданный в конце 1906 г. список включал 272 патриотические организации, действовавшие более чем в 200 городах и селах Российской Империи» [3, с. 50]. Черносотенцы регулярно проводили съезды, на которые съезжались со всех мест необъятной Российской Империи. Ими издавались многочисленные газеты: «Известия Русского Собрания», «Сельский Вестник». «Пахарь», «Русское Дело», «Русь православная и самодержавная», «Русский листок», «Русская Речь», «Русское Знамя», «Земщина», «Колокол», с 1906 г. «Московские Ведомости», ставшие органом Монархической партии. В документах департамента полиции 1909 г. так оценивается СРН: «Союз Русского Народа – единственная политическая партия в России, имеет соприкосновение с действительною массою простого, серого люда. Вот в чем кроется и действительная сила Союза, и его живучесть… С религией и верой в монархию шутить нельзя» [1, с. 3]. Однако к 1917 году число их существенно сократилось, они были поражены раздорами и разделениями, междоусобной бранью и враждой. Как политическое сила они потеряли свое значение и не играли заметной роли в Революциях 1917 г. и последующей Гражданской войне.
3. Потерпели ли черносотенцы поражение, как считают многие
авторы, в частности, В. В. Кожинов. Я думаю так ставить вопрос нельзя. Именно
через них в XX веке высказался русский народ и, словом и делом. Они отстояли
Россию в период первой русской Революции, и в принципе могли бы это сделать и в
дальнейшем, если бы власть, в первую очередь Государь, пожелали этого. Поэтому
призывы к покаянию русского народа за свержение Государя и убийство царской
семьи игнорирует историческую действительность и по существу провокационны.
Далее, они внесли в русскую действительность осознание новой реальности,
которую даже мы, спустя почти сто лет, до конца принять не можем. А именно –
признать наличие и действенность в мире разрушительных космополитических сил,
стремящихся к мировому господству, – то есть к осознанию наличия нового врага
всех народов, всех цивилизаций и культур. Другими словами, если нам ранее
угрожали соседние государства и цивилизации, другие народы и суперэтносы,
междоусобицы князей и земель, «шляхетство» сословий, расколы и ереси, то теперь
возник новый противник целеустремленно и методично разжигающий все былые смуты
и нестроения, вражду между народами и государствами, поощряющий и разжигающий
пагубные страсти и пороки с целью получить власть над всеми. Предложенная
черносотенцами программа действий не была принята властями и Государем, но это
уже не их вина. Ведь не виним же мы ни славянофилов, ни почвенников, ни
евразийцев, за их практические неудачи, напротив, используем многое из того,
что они внесли в русское самосознание.
Нельзя говорить о поражении черносотенцев еще и потому, что, усвоив их видение русской действительности, хотя бы и частично, значительная часть русского общества не приняла участия в братоубийственной Гражданской войне, то есть не приняла ни сторону «белых» либералов, ни сторону «красных» эсеров, анархистов, социалистов, большевиков. И теперь их трезвенный взгляд помогает нам не «идеализировать» и не «демонизировать» ни тех, ни других и не ввязываться в современное противостояние их наследников.
Чего действительно не хватало черносотенцам, как впрочем, и всем их противникам, так это знания философии истории, понимания подлинно исторических причин происходящего, понимания того, что все сторонники революции и коренных преобразований общества были лишь орудиями Истории. Не смута охватила общество и заразила русский народ, как это было ранее в нашей истории. Наступило Время исторических перемен. Развитие русского народного духа, подлинного субъекта и двигателя Истории, подошло к новому этапу, к осознанию новых ценностей и руководящих идей, которые только и смогут помочь нам принять вызовы Истории XXI века. У этого периода свои первичные ценности и руководящие идеи, свои главные враги и противники и победить их можно, лишь обретя новое, уже преимущественно национальное самосознание. Любая власть выражает народную волю и если монархия оказалась не способной к решению новых исторических задач, то Народ должен найти новые формы государственности, чтобы выстоять в новых исторических условиях. Но возможно, что Государь и Сам понимал тщетность борьбы, и лишь со стороны казалось, что Он идет на уступки либералам.
Понимание неотвратимости новых исторических процессов
пришло к черносотенцам уже после свержения монархии. Так Б.В. Никольский писал:
«царственная династия кончена…Та монархия, к которой мы летим, должна быть
цезаризмом, то есть таким же отрицанием монархической идеи, как революция. До
настоящей же монархии, неизбежной, благодатной и воскресной…далеко, и путь наш
тернист, ужасен и мучителен, а наша ночь так темна, что утро мне даже не
снится» [2, с. 162-163]. «Чем большевики хуже кадетов, эсеров, октябристов?..
Россиею правят сейчас карающий Бог и беспощадная история, какие бы черви не
заводились в её зияющих ранах» [2, с. 161]. «Большевики неудержимые и верные
исполнители исторической неизбежности и правят Россией…Божьим гневом и
попущением…Они власть, которая нами заслужена и которая исполняет волю
Промысла, хотя сама того не хочет, и не думает»[2, с. 161].
4. Философия истории учит, что народный дух в своем
историческом развитии стремится достичь максимально ему возможных высот, силы,
широты (мощи) и глубины. Максимальной высоты мы достигли, став православным
народом. Силу мы обрели, развив в себе государственное чувство, которое не
только сохранило нас как единый народ в течение многих столетий, но еще и
сейчас не дает силам распада взять верх над нами. Широта русского духа проявила
себя в создании громадной Империи, воспитав в нас чувство комплиментарности к
народам, издавна живущим вместе с нами на просторах России – Евразии. Эта
сплоченность как ничто помогала нам отразить неоднократные нашествия с Запада.
Она сохраняет нас и теперь, не позволяя охватить пожаром сепаратизма всю
Россию. Теперь перед нами стоит новая историческая задача, и связана она с
очередным этапом развития русского национального духа, с обретением глубины
познания самих себя как русских людей. Только на этом глубинном уровне мы
сможем обрести сплоченность, вызвать к жизни новые силы единения русского
народа, без которых ни наше государственное чувство, ни наша имперскость, ни
даже православность не в состоянии сохранить единство русской нации. Частичное
понимание этого было у черносотенцев. Однако они не могли даже представить
себе, что существующая власть так далека от понимания реальностей XX века и по
существу обречена, а потому связывать с ней надежды в борьбе с внутренним
врагом за национальный путь развития России безнадежно. В то же время
национальный путь развития неизбежен. С чем он будет соседствовать, с
социализмом, капитализмом или еще с чем-то – это уже другой вопрос. Ни
монархическая Россия, ни демократическая Веймарская республика, ни какая другая
страна не нашла правильный путь развития, ни новых форм власти, ни новой
идеологии. И поиски этого продолжаются до настоящего времени.
Поражением черносотенцев некоторые считают гибель многих из них за свои убеждения после Февраля и Октября. Но ведь можно назвать это и подвигом и не только можно, но и должно! А к подвигу звала Россия верных своих сынов и в то время в особенности.
5. В начале XX века Россия внутренне духовно изменилась, наступила её новая ипостась – национальная по своему существу. Эту новую жизнь своей Родины почувствовали наиболее глубокие люди России, и, так или иначе, отразили в своей жизни, деятельности, творчестве.
«Вчера покорная медлительной судьбе,
Возмущена ты вдруг, как мощная стихия,
И чувствуешь, что вот пришла твоя пора,
И ты уже не та, какой была вчера,
Моя внезапная, нежданная Россия»
Соответствовать новой «внезапной, нежданной» России это и значит совершить подвиг. Связанное с этим предчувствие нового «высокого удела», как сказал об этом Федор Сологуб, и зарождает в душе сынов Отчизны особую любовь и жажду подвига за нее.
По-разному ощущают, воспринимают, откликаются, отзываются на эту любовь к Отчизне соотечественники. Кто-то воспевает Родину, плачет о Ней, выражает свою готовность сражаться за Неё:
«О Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О Родина моя»
Ф.
Сологуб
«Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней»
«Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем
Теперь твой час настал. – Молись!»
А.Блок.
Кто-то даже
противопоставляет любовь к Родине её прежним ценностям, как С. Есенин:
« Если крикнет рать святая,
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «не надо рая,
Дайте родину мою».
Кто-то просит прощения:
«Прости меня, всезрящий Бог,
За верный труд всей долгой жизни,
За утомленье злых дорог
И за любовь мою к Отчизне»
Ф.Сологуб
Кто-то уходит от нее, то есть из глубины своего сердца в
пустоту, во внешнюю жизнь, в коей и пребывают многие наши современники. Но
такая жизнь, при всей её возможной комфортности, не просто пуста, она и
ничтожна.
Родина и сейчас призывает нас к «высокому уделу», подвигу во имя её. Каждый должен осознать, какой он сделал выбор, и не обманывать себя, что всё сказанное мною мистика или наивный романтизм. Нет, это не романтизм и не мистика, а подлинная человеческая правда жизни. Без возвышенного, прекрасного, благородного, без подвига или хотя бы жажды подвига мы не живем, а лишь влачим жалкое существование недостойное человека. А потому отбросим все сомнения и обратимся к нашей глубине, ощутим Родину в своем сердце, своей душе, воле и возжаждем подвига за свою Отчизну.
6. Подвиг может совершить и Народ, брошенный Государством в нищету и бесправие, оставленный наедине с вымогательством чиновников, доведенный до предела насмешками и издевательством новой «элиты», которые государственная власть считает допустимым, чем окончательно отделяет себя от Народа и теряет адекватное восприятие действительности. Конечно, Народ совершает подвиги, прежде всего, тогда, когда отражает нашествия иноплеменников, как у нас во времена смуты или Отечественных войн. Но подвигом являются и бунты, направленные против несправедливости и унижений, когда они приобретают постоянный характер. Я разделяю все бунты на два типа. В одних принимают участие большинство сословий или слоев общества. Это национальные или государственные бунты. Они буквально потрясают всю страну. Во-вторых – восстают или бунтуют отдельные сословия или какая то часть общества. Это, к примеру, восстание декабристов или разинщина. К первым относится пугачевщина. После антицерковных реформ Екатерины II часть недовольного духовенства была как минимум лояльна к Пугачеву. Были случаи перехода к Пугачеву солдат и офицеров. К национальному или государственному бунту я отношу и черносотенное движение в период 1905-1907 гг. Не случайно правительство испугалось их ничуть не меньше чем революционных беспорядков и, оказав сначала поддержку, затем все более и более её ограничивала и даже поощряла раздоры среди черносотенцев. Но как только закончилась помощь – разразилась революция.
Демократическая власть в России 90-х годов явно боялась русского бунта, не случайно силы внутренних войск превысили вооруженные силы страны. И сейчас милиционеров в Москве в несколько раз больше чем в Нью-Йорке. Власть предержащие чувствуют незаконность своих богатств и привилегий. Но и этого им мало. Народ уже не только не поддерживает перемены, но и не протестует. Он – безмолвствует. А это начало или «нулевая фаза» бунта. Самое страшное, хотя для некоторых может быть и отрадное, состоит в том, что никто не может предсказать, когда или при каких условиях может разразиться бунт, ибо бунт это стихия, а стихия не поддается предсказанию. Ведь если «желто-красный» бунт был во многом спровоцирован и организован, то «черный» произошел неожиданно, его никто не ожидал.
Историки и публицисты любят приводить слова А. С. Пушкина о бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» и всегда в отрицательном для народа смысле. Но уже В. Кожинов иначе понял эти слова и процитировал Пугачева: «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство». Надо признать – в бунте есть и элемент определенного героизма, ибо мы невольно симпатизируем тем, кто не смирился с несправедливостью и унижением, и отстаивает свое человеческое достоинство, хотя бы и такой ценой. И все это придает бунтам и смысл и цель.
Возможен ли бунт в России сейчас или это уже пройденный этап напряженности? Следует выделять две фазы в бунте. Первая это особое состояние народа, когда в нем накапливается обида и возмущение, переходящие в негодование, которая заканчивается безмолвием народа. Вторая – уже собственно бунт. Несомненно, русский народ находится в первом состоянии, ибо все больше и больше разочаровывается во властях. Заметим, суть или смысл власти – выражать народную волю. И это не только гениальная прозрение Руссо, это сущность власти как таковой. Но верно и другое утверждение – власть, не выражающая волю Нации провоцирует бунт и потому живет на «вулкане». Когда он «проснется» и какие будут последствия, этого не знает никто. «Температуру» «вулкана» не отражают ни опросы, ни голосования, ни референдумы. Оставленный властью Народ все больше и больше замыкается в себе и теряет последние остатки веры в Государство. Что особенно настораживает, так это то, что сейчас оскорблена и унижена и интеллигенция и армия, а не только простой народ, то есть налицо признаки национального бунта. Особую опасность приобретают и происки внутренних врагов, которые тоже обостряют обстановку, надеясь на получение новых барышей, рассчитывая, что и на этот раз они окажутся безнаказанными. Но, возникнув, бунт будет уже не остановить, ибо это «своего рода состояние, вдруг захватившее весь народ, – ничему и никому не подчиняющаяся стихия, подобная лесному пожару» [2, с. 149].
Итак, что нас ждет в ближайшем будущем неизвестно никому. Но можно повторить слова А. Блока, сказавшего по поводу гибели «Титаника» – «Еще жива стихия», а в нашем случае Русский Народ. Что будет «искрой» во всенародном пожаре или всё успокоится – этого не знает никто и потому надо быть готовым ко всему всем и каждому. И да будет, что будет!
Литература
1. Острецов В. Черная сотня и красная сотня, М., 1991 г.
2. Кожинов В.В.Россия век XX, М., 2001 г., статья «Кто такие черносотенцы».
3. Степанов А.Д. Черная сотня взгляд через столетие, С-Пб., 2000 г.
1 Сообщение на семинаре «Место и значение черносотенного движения в историческом развитии русского народа» 30.01.2002