На рубеже нынешних тысячелетий человечество вступило в очень опасный для его существования новый период своего развития. Данный период, прежде всего, опасен тем, что сохранение существующего сейчас характера жизнедеятельности человеческого общества способствует необратимому разрушению среды обитания людей и реальному уничтожению самой жизни на планете Земля.
Действительно. Вокруг нас происходят странные и, на первый взгляд, необъяснимые явления. Как будто мы живём во времена массового помешательства общественного сознания, вызванного ускоряющимся процессом разложения культуры, иными словами – расчеловечивания человеческого в людях. В умах людей происходит смешение смысла жизнеопределяющих понятий. Под влиянием СМИ и других информационных систем как будто целенаправленно меняются ценностные ориентиры, разрушается культурное (человеческое) начало и взамен разумного насаждается животное, инстинктивное, которое подавлялось в людях на протяжении тысячелетий развития культуры. Люди постепенно теряют способность целостного восприятия действительности и начинают существовать в ирреальном, создаваемом ими самими виртуальном мире. Всё происходящее кажется им каким-то непонятным сном, наваждением...
А тут ещё в сознание людей стало упорно внедряться новое явление – глобализм. Нет сомнения, что это – одна из очередных наживок современного политического лексикона, для которого характерно камуфлирование (особенно в русском языке) сути понятий: вроде бы нейтральных (киллер, менеджмент, бизнес и пр.), понятий, допускающих многозначность (например, единичное – цивилизация, подменяющее собой общее – культура и т.п.), искажающих суть терминов (экономика вместо хрематистики и др.). Так и с новым понятием «глобализм». Ведь обычно, для обозначения действий, охватывающих весь земной шар (защита окружающей среды, избавление человечества от опасных болезней и др.), всегда использовалось прилагательное глобальный. А термин глобализм как существительное утвердился только в последнее десятилетие 20-го века. Этим малопонятным и вроде бы безобидным термином на самом деле замаскирована имеющая глубокие исторические корни, по сути, бредовая идея мирового господства.
Для более ясного понимания сути глобализма и взаимодействия данного понятия с Россией, следует определиться с ещё двумя уже фундаментальными понятиями: культура и цивилизация. Оба этих понятия, введённых в научный оборот в XVIII веке французскими энциклопедистами, трактуются нынче многозначно, зачастую как синонимы. Определений их множество, но каждое из них, как правило, отражает лишь один или несколько признаков каждого из этих понятий. Поскольку в основе человеческого бытия лежит жизнедеятельность, как отдельного человека, так и общества в целом, то наиболее всесторонне, на наш взгляд, дефиниция понятий «культура» и «цивилизация» возможна именно в рамках жизнедеятельности человека и общества.
Культура (от лат. – возделывание, воспитание) есть главный признак человеческого общества, выделяющий его из природы и определяющий характер его осмысленной целенаправленной самодостаточной жизнедеятельности. Таким образом, культура – это мышление, все действия и взаимоотношения людей, их труд и продукты этого труда, их язык, нравственность и т.п. Почему-то принято разделять эти понятия на духовную культуру и материальную культуру. С научной точки зрения такое разделение некорректно, поскольку это не две части, а две диалектически связанные стороны одного явления. Причём, в культуре первична её духовная сторона, а вторична материальная (сначала мысленный образ, а потом – воплощение этого образа в материальные предметы или действия). Таким образом, материальное в культуре есть производное от духовного (в отличие от природы), и в процессе жизнедеятельности человеческое общество не нарушает природного равновесия. Культура, ограничиваясь созданием условий бытия для развития и удовлетворения духовных потребностей человека, позволяет безмерно обогатить и расширить его духовный потенциал, ограничивая в то же время его материальные потребности лишь жизненно необходимым. Обе стороны культуры развиваются согласно закону сообщающихся сосудов: если в культуре увеличивается материальное начало, то неизбежно соответственно уменьшается духовное, и наоборот. Большую часть своей истории человечество прожило в рамках культуры, можно сказать, «в чистом виде».
В духовной стороне культуры можно условно выделить три стержневых элемента: религия (вера), наука (сомнение), искусство (вера + сомнение). Последний элемент как бы соединяет противоположности первых двух. Каждый из этих элементов развивает человеческие качества, которые подавляют в человеке природное животное начало. Они же становятся духовной основой материальной деятельности человека – его развивающего производительного труда. Охватывая все стороны человеческой деятельности, культура подразделяется на культуру труда, поведения, речи, потребления и т.п. В связи со сказанным, наличие такого органа как Министерство культуры – нонсенс! Правильнее было бы назвать данный орган Министерством по делам художественной культуры (в своё время он грамотно назывался Комитетом по делам искусств).
Цивилизации стали возникать на определённой стадии развития культуры, когда общество начало в возрастающих объёмах потреблять природные ресурсы, осуществлять проекты, нарушающие природное равновесие и за счёт этого накапливать материальные ценности, т.е. производить не потребляемый им излишек. Культура, таким образом, у некоторых народов изменила вектор развития и своё качество.
Цивилизация (от лат. – гражданское) – это специфический тип культуры, для которого определяющим является избыточная жизнедеятельность человеческого общества. В процессе развития, от цивилизации к цивилизации, масштаб избыточности в жизнедеятельности постоянно возрастал. Действительно, все известные в истории цивилизации, начиная с древнейших, после исчерпания собственных природных ресурсов в результате избыточной жизнедеятельности, завоёвывали соседние народы. Для удовлетворения своих не духовных, а материальных потребностей грабили природные и людские ресурсы покорённых народов.
В отличие от культуры «в чистом виде», которая зародилась с появлением человеческого общества, до сих пор сохранилась в традиционных типах обществ и может исчезнуть лишь при гибели человеческого общества, любая цивилизация имеет начало и конец. Развитие каждой из известных в истории цивилизаций проходит три стадии, определяемые соотношением в них духовной и материальной сторон культуры. В первой стадии наблюдается преобладание духовного начала (поиски путей улучшения качества духовной и материальной жизни общества). Вторая стадия наступает при установлении равновесия материального и духовного в культуре (расцвет искусства, позднее – и науки и т.д.). В третьей стадии – преобладание всё увеличивающейся материальной стороны культуры. При уменьшении духовной стороны культуры до минимума, а материальной – увеличении до максимума для данного уровня развития культуры, цивилизация погибает, причём гибнет катастрофическим образом.
Не является исключением и современная цивилизация европейского типа (XIV – нач. XXI вв.), достигшая наивысшего в истории человечества развития материальной стороны культуры и пришедшая на закате своего развития к предельно низкому духовному уровню. Масштабы материально-ресурсной подпитки современной цивилизации, начиная с XIV века, непрерывно росли: сначала Америка, затем – Африка, потом – Азия и, наконец, вожделенная Россия (Советский Союз). Принцип цивилизационного освоения указанных территорий в течение веков не меняется: грабёж природных и людских ресурсов, геноцид ограбленного населения ради благоденствия метрополии.
Очень образно разделил понятия «цивилизация» и «культура» руководитель ансамбля народного танца 90-летний старец И. Моисеев (21.01.1996 г.): «культура – то, что внутри человека. Она несёт добро и человечность. Цивилизация – то, что окружает нас: комфорт, танки, атомные бомбы. Цивилизация жестока и бессердечна. Очень жаль, что она отталкивает культуру». Мудрый старец!
И если стержневые элементы духовной культуры, развивая человеческие качества в человеке, всё более отдаляют его от природного животного начала, подавляя его природные инстинкты, то в специфическом типе культурного развития – цивилизации, особенно в последней её стадии, эти элементы превращаются в свою противоположность. Такова диалектика развития цивилизации. Ибо цивилизация, как специфический тип культуры, несёт в себе двойственное начало: с одной стороны, она резко ускоряет развитие материальной стороны культуры и, в значительной степени, её духовной стороны (особенно в равновесной второй стадии), с другой стороны, в связи с усиленным развитием материальной стороны культуры, в итоге приводит к деградации духовного начала (в последней стадии) и собственной гибели.
В этом отношении, современная цивилизация – вершина в развитии этого типа культуры. Но с другой стороны, – это тупик в развитии человечества, поскольку избыточность её жизне-деятельности приводит уже не к региональному, а к глобальному уничтожению природной среды с необратимыми и катастрофическими последствиями для планеты Земля. Поэтому происходящие в реальном мире непонятные многим изменения, на самом деле имеют фундаментальный характер. Причиной этих глобальных изменений, признанных мировым сообществом, считается всемирный структурный кризис. При этом выделяются элементы инфраструктуры мирового сообщества, находящегося в кризисной или предкризисной ситуации. Уже чётко обозначены кризисы: энергетический, продовольственный, народонаселения, экологический, межнациональных отношений и тому подобное. Всё это зафиксировано на международных конференциях в Рио-де-Жанейро (1992), Каире (1994) и других. Однако везде называется всего лишь декларируемая причина. Подлинной же первопричиной всемирного кризиса оказывается не часть, а целое – кризис современной цивилизации европейского типа. Он начался давно, зафиксирован ещё полторы сотни лет назад в период расцвета данной цивилизации (у классиков марксизма: «цивилизация оставляет за собой пустыню»), подробно описан в начале XX столетия (Освальд Шпенглер) и сейчас завершает свою последнюю стадию.
Поэтому спасение жизни на Земле возможно лишь при условии перехода к самодостаточной жизнедеятельности всего человечества и, в первую очередь, стран цивилизованной части мира. Иначе говоря, следует перейти к жизнедеятельности не в рамках цивилизации, а в рамках культуры, т.е., перейти от цивилизационного типа развития к культурному, самодостаточному. Потому что следующей цивилизации Земля не выдержит.
Культура «в чистом виде» (традиционная культура) всегда несёт в себе определённые национальные черты. Цивилизация же, как правило, вненациональна. В результате взаимодействия цивилизаций и традиционных культур, последние в разных объёмах впитывают в себя отдельные элементы цивилизации как специфического типа культуры. Особенно в наше время, когда развиты системы информационной связи. Поэтому в современном мире почти в каждой культуре присутствуют те или иные элементы цивилизации. В то же время в цивилизованных странах также в разном объёме сохраняются элементы традиционной культуры.
Но в любой исторической цивилизации, от древности до наших дней, проявляются следующие, присущие только цивилизованному типу культуры, признаки:
чрезмерное изменение среды обитания, приводящее к разрушению биоценоза, а в настоящее время и самой биосферы с необратимыми последствиями;
паразитизм, т.е., существование и развитие за счёт грабежа других народов;
агрессивность, которая проявляется в завоевательных войнах с целью захвата материальных ресурсов, порабощения других народов, их ассимиляции или уничтожения;
культ материального богатства, силы и жестокости; отсюда – прагматизм, на практике воплощающийся в известную формулу: «полезно то, что выгодно».
Начиная с древнеримской цивилизации, стали проявляться, а в современной цивилизации сделались ярко выраженными следующие признаки:
проявление и культивирование индивидуализма как основы общественных отношений и, в связи с этим, «атомизация» общества;
двойной стандарт в оценке своих действий и действий других и, в связи с этим, утверждение права силы;
подмена человеческой нравственности формальной юридической, суд не по совести, а по формальному закону. При этом права индивида на словах самоценны вне его общественных обязанностей.
В итоге, в цивилизации формируется преобладание физических удовольствий и материальных потребностей, а в культуре – преобладание творческих удовольствий и духовных потребностей (материальные потребности становятся второстепенными).
В культуре, благодаря преобладанию её духовной стороны над материальной, технический прогресс имеет замедленный характер. Общество главным образом совершенствует человеческие качества, поэтому материальные потребности ограничиваются минимумом, необходимым для полноценной жизни. Именно этим характеризуется качество жизни в культуре, а не пресловутой «потребительской корзиной», заполненной материальными продуктами.
В цивилизации же – технический прогресс ускоренный. Он, соответственно, расширяет круг материальных потребностей, уменьшая, согласно основному закону развития культуры (закон сообщающихся сосудов) круг духовных потребностей. В третьей (последней) стадии развития цивилизации, как было отмечено ранее, при избытке материальных и регрессе духовных потребностей, вымываются человеческие качества и усиливаются природные, т.е., животные. Так что ускоренный технический прогресс дорого обходится человечеству.
Исходя из вышеизложенного, культуру (первична) и цивилизацию (вторична) следует рассматривать как категории всеобщего и особенного.
Выявив характерные признаки цивилизации, мы можем глубже представить такое явление как глобализм и констатировать, что глобализм, иначе стремление к мировому господству, изначально присущ цивилизации как специфическому типу культуры. Со временем, по мере расширения знания об ареале обитания людей менялось и представление об окружающем мире от ойкумены древности до всего земного шара. Масштаб реализации глобализма возрастал от цивилизации к цивилизации, начиная с Александра Македонского и заканчивая Наполеоном и Гитлером, а теперь и современным «властителем мира» – США. История показывает, что всегда реализация этой бредовой идеи заканчивалась провалом.
Таким образом, идея глобализма детерминирована содержанием цивилизационного типа культуры. В традиционных культурах, за редким исключением (например, Чингизхан, Тамерлан, исламская экспансия времён средневековья), такая идея не возникает.
С развитием цивилизаций кристаллизовалась и технология завоевания мирового господства. Исторический опыт показывает, что оно может быть достигнуто двумя путями: материальным (захват территорий силой оружия) и духовным (через духовную сторону культуры). Последний, в свою очередь, осуществляется с помощью экономических и психологических (идеологических) войн. Как правило, в исторической ретроспективе агрессия сочетала в себе все три способа: военный, экономический и психологический.
Обратимся к нашей стране – России. То, что мы нецивилизованны, понятно из предыдущего текста. Запад смотрел на нас как на варваров на протяжении всей нашей истории. Но почему наша страна цивилизованными странами сейчас вдруг зачислена в разряд развивающихся? Ведь по их же оценкам свыше 70% (если не больше!) всех изобретений и открытий XX столетия сделаны нашими гражданами или выходцами из нашей страны! О мировом первенстве в областях искусства и образования даже и спорить нечего, не говоря уже о достижениях социальной сферы в Советском Союзе, который был единственной страной с населением, жившим без страха перед будущим. Весь остальной мир (тем более, цивилизованный) живёт в постоянном страхе перед будущим: богатый боится разориться, здоровый – заболеть, работающий – остаться без работы и т.п. Теперь и наш народ на себе почувствовал, что такое цивилизация.
Если же вспомнить историю, то нашу страну, начиная с XII века, с завидным упорством «огнём и мечом» Европа пыталась «освоить», ещё не зная о своей цивилизованности. Вспомнить, хотя бы, Александра Невского, который был поставлен перед выбором: Запад или Восток. Он, как к меньшему злу, обратился к Востоку, поехав на поклон в Орду, но предварительно в Ледовом побоище надолго отбил охоту у ретивых цивилизаторов «осваивать» нашу территорию. Урок был усвоен, и будущий «цивилизованный мир» обратился к более лёгкой добыче (Америка, Африка и др.). Да и все последующие попытки колонизовать Россию успеха Западу не приносили. В настоящий момент предпринята последняя попытка (как же: весь мир под пятой, ресурсы катастрофически истощены, однако аппетит растёт!).
Так всё же, есть у нас цивилизация, или её нет? В строго научном план – нет. Выявляются лишь её отдельные переработанные русской культурой элементы, которые вынужденно появились у нас, пожалуй, только в 30-е годы XX столетия. Поэтому, на наш взгляд, разговоры о некой «русской цивилизации» не более, как игра в поддавки на информационном поле разрушителей нашей страны. Более того, Россия, можно сказать, миновала известные общественно-экономические формации (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую) в том виде, в каком они присущи цивилизации. У нас были всего лишь их второстепенные элементы. Да и строительство социализма (который так и не удалось построить!?!) у нас было не по Марксу, не европейского типа, а в русле русской культуры, на общинном мировосприятии. Поэтому не случайно ему даже кличку на Западе придумали: «казарменный». На деле же – это пропагандистский отвлекающий трюк. Поскольку подлинная казарменность присуща именно современной общественно-экономической системе цивилизованного «свободного» мира (например, тотальный контроль за населением и манипулирование общественным сознанием в США и европейских странах и т.п.). Именно на этой казарменной сущности цивилизация породила сионизм и его производные – расизм и фашизм.
Почему, будучи европейским государством (географически, по крайней мере, до XVI в.) Русь, Россия, Советский Союз развивались иначе, чем соседние европейские государства? Ответ следует искать в глубинных слоях, в основных принципах духовной стороны нашей страны, а именно – в русской культуре, под крылом которой жили и развивались все народы и народности нашего государства, нашей общей Родины (именно Родины, а не безликого отечества – понятия, которое проникло в русский язык в XVIII веке как калька из европейских языков).
Европейская и русская культуры имеют разные фундаментальные принципы, которые в духовной их части прямо противоположны, поскольку европейская культура ориентирована на отдельную личность, а русская – на общество в целом. Эти принципиальные особенности лежали в основе их формирования и тысячелетнего развития.
Европейская цивилизация – наследница древнеримской цивилизации, основными духовными принципами которой были: индивидуализм и прагматизм во внутреннем содержании духовной стороны культуры, декларация закона и прав свободного (?) гражданина – во внешнем содержании. Завоёвывая Европу, Рим стремился, прежде всего, разрушить общинное начало у покоряемых европейских народов (для того, чтобы разобщить эти народы, превратив их в население, и, тем самым, ослабить их сопротивление). «Война всех против всех» – известный римский лозунг, который в настоящее время принят у североамериканцев. Римской империи не стало, но духовность некогда покорённой ею Европы продолжала развиваться именно на этой основе. Европейская история от Средневековья до нашего времени наполнена беспощадной борьбой с общинностью (ещё один древнеримский лозунг – «разделяй и властвуй») и вытравливанием её из мировосприятия (менталитета) народа, духовной стороны культуры европейцев. Этот принцип стал главным и в религиозном сознании европейцев (например, индивидуальное спасение у протестантов).
История русской культуры также уходит вглубь тысячелетий. Она с древнейших времён сохранила общинный стержень, принцип которого – «человек человеку – друг, товарищ и брат» (умрём за други своя!»). Приоритет – не личность, а община (Мир), Родина, Святая Русь.
Другая особенность русской культуры – её объединительный характер. Приоритет духовности издревле вовлекал в её орбиту соседние народы. Состав русской культуры многонационален. Взаимоотношения с вошедшими в её орбиту национальными культурами всегда паритетны: не подавление малых культур, а их опека. В результате длительного исторического процесса русская культура объединила уникальное сообщество полутора сотен народов.
И, наконец, ещё одна стержневая особенность русской культуры: она легко воспринимает всё идущее извне, отбрасывает не отвечающее её принципам и, переосмысливая, по-своему перерабатывает в новое качество отвечающее её принципам. Так было переработано христианство в Русское Православие, достижения цивилизации более позднего времени, социальная теория К. Маркса, сейчас переваривается демократия западного пошиба (не переварит, выплюнет её наша культура!). Люди разных национальностей, попавшие в орбиту русской культуры, под её могучим воздействием стали великими деятелями русской культуры. Среди них: художники грек Максим и еврей Левитан, армянин Айвазовский; архитекторы итальянцы Растрелли и Кваренги, шотландец Камерон и сотни других…
Вышеотмеченное позволяет выделить следующие особенности русской культуры (см. также «РС», №№ 4,5,6):
· Впитывает извне всё отвечающее её потребностям, перерабатывает в новое более высокого духовного уровня качество, отвергая чуждое;
· Легко приспосабливается к изменениям исторической обстановки, однако, обладая прочным духовным стержнем, никогда не ассимилируется другими культурами;
· Обладает, на протяжении тысячелетий, более высоким уровнем духовной стороны культуры и, соответственно, более низкими материальными потребностями согласно закону развития культуры. Поэтому в русской культуре духовное начало всегда преобладает над материальным ещё и благодаря сохранённым принципам общинности, а высший приоритет – труд на благо людей (на себя – во вторую очередь);
· Органическое неприятие торгашества;
· Устойчивость в сохранении традиций (традиционное общество), стойкость к давлению извне благодаря органической вольности духа;
· Глубокое эмоциональное сопереживание всему человеческому (как со-страдание); отсюда – глубинное понимание культуры любого другого народа; не общечеловечность, а всечеловечность;
· Особое чувствование справедливости и беспощадность к несправедливости; отсюда – бескорыстная помощь слабому, беззащитному, убогому, униженному (даже в ущерб себе); глубоко развитое чувство ответственности за весь Мир;
· Терпение и стойкость в борьбе, способность в критические моменты истории проявлять твёрдость духа и умение найти неожиданный для врагов путь к победе;
· Духовное поле русской культуры охватывает десятки народов, по-братски обогащает их культуры, сохраняя их, а, не уничтожая, как это делает цивилизация.
· Обладая высоким уровнем духовной стороны культуры, развившимся и окрепшим благодаря самым экстремальным для жизнедеятельности природным условиям, русская культура, по мнению цивилизованной Европы, всегда была, есть и будет объектом подозрительности, недоверия, зависти, страха и ненависти. Европейская цивилизация всегда интуитивно ощущала свою некоторую духовную ущербность, недостаток человеческой задушевности (т.е., деяние не от полноты чувства, а по разуму). Но сила и правда русской культуры в том, что она свободна от этих низменных чувств и всегда готова ответить добром и бескорыстной дружбой.
После того, как Александр Невский отбил первую крупную попытку формирующейся европейской цивилизации расширить свою ойкумену за счёт русской территории, наступило некоторое затишье. Тем более что русские княжества стали для Европы щитом, защищающим её от татаро-монгольской экспансии. Но в XVII – начале XVIII вв. на Россию накатилась новая волна давления к тому времени начавшей укрепляться европейской цивилизации. Наряду с военными уже стали использоваться и идеологические способы давления на духовную сторону русской культуры. А затем началась следующая волна давления Европы на духовную сторону русской культуры с конца XIX в. вплоть до нашествия гитлеровских орд. Во второй половине XX в. накатилась новая волна, но уже с использованием методов духовной агрессии, через разрушение идеологического и экономического стержней страны, а именно: через искусство, язык, внедрение хрематистики вместо экономики и т.п.
Ведущие идеологи глобализма в США поставили задачу: извратить и разложить традиционные духовные ценности, базирующиеся на русской культуре, в сознании народов СССР, заменив их псевдочеловеческими ценностями современной цивилизации.
Конкретный план выполнения этой задачи в октябре 1945 года изложил Аллен Даллес выступая в Конгрессе США (впоследствии он стал директором ЦРУ):
«…Мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые проходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино – все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых «творцов», которые будут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всяческой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности… Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель…
…Честность и порядочность станут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого…
Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу, – всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться и даже понимать, что происходит… Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив их в посмешище. Найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества.
Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, всегда
будем делать главную ставку на молодёжь. Станем разлагать, развращать,
растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы
это и сделаем».
В этой речи один из первых идеологов идеи завоевания США мирового господства, которая в наше время проявилась в виде, казалось бы, нейтрального понятия «глобализм», откровенно и предельно цинично изложил план уничтожения «самого непокорного на Земле народа», который, по мнению будущих «властителей мира», был самым опасным препятствием для реализации идеи мирового господства.
Как видно из содержания плана А. Даллеса, применение военного элемента в отношении России исключается. Упор делается на идеологический (психологический) способ давления. Экономический же способ становится вспомогательным, ибо характер хозяйствования (экономики) определяется человеческим сознанием. А последнее формируется в раннем детстве, личностные качества будущего человека – в юношеском возрасте.
В психологической войне против нашей страны основным элементом стала музыка, как наиболее действенный способ воздействия на подсознание людей. Поскольку именно с помощью музыки, которая формирует эмоциональную сферу сознания, можно или возвысить человека до высшего уровня проявления человечности, или дебилизировать его, превратив в послушного исполнителя, животное с людским обликом. Музыка – как скальпель хирурга – оружие обоюдоострое: она способна излечить, но может и убить.
Поэтому для реализации плана психологической войны, в США, Канаде, Великобритании и некоторых других странах были созданы многочисленные исследовательские центры и научные лаборатории с беспредельным финансированием для разработки методик эффективного воздействия на психику людей. Для этой цели были спасены от возмездия и вывезены в США соответствующие специалисты в этой области из числа экспериментаторов в гитлеровских концлагерях.
В сборнике «Пособие по ведению психологической войны», выпущенном в США, прямо сказано: «Музыка является средством психологической войны», она «становится первым послом доброй воли дяди Сэма». Усиленно разрабатываются и внедряются различные так называемые стили массовой музыки1 которые разрабатываются в так называемом «рокфеллер-центре» (Нью-Йорк). В одном из интервью «Голосу Америки» Дэвид Рокфеллер откровенно признался, что он тратит большую часть своих личных доходов на пропаганду.
Так называемый план Даллеса стал активно и всесторонне реализовываться. Его единомышленники, союзники и помощники, многие из которых даже и не догадывались, что работают на США, стали плодиться в нашей стране и постепенно внедряться в управленческую структуру, литературу, журналистику, другие средства массовой информации, экономику, искусство, философию и т.п. В чём это проявилось?
Начиная с 1954 года в школах отменили преподавание логики и психологии, сильнейший идеологический и психологический удар был нанесён в 1956 году (съезд КПСС, новые программа и Устав партии, и многое другое). Показателен декабрьский Пленум ЦК КПСС, который «дал установку на расширение прав союзных республик, устранение излишней централизации в руководстве экономикой, упрощение и удешевление управленческого аппарата» (на деле произошло его расширение и удорожание!) и т.п. Вдумаемся в эту глупость, противоречащую специфике русской культуры! Ведь это – фундамент будущего сепаратизма и развала хозяйства страны (спустя десятилетия Ельцин только повторил эту порочную установку).
А дальше началось: рост цен после их многократного снижения, введение в экономику, как основного показателя, прибыли, зависимость от мировой экономики (путём мирного сосуществования, «догнать и перегнать» и прочие мудрачества), развал сельского хозяйства и природной среды (ликвидация МТС и переложение их функций на плечи крестьянства, непродуманная мелиорация, особенно, – бездумное осушение, уничтожение «неперспективных» деревень, не подготовленное в мелиоративном отношении «освоение» целинных и залежных земель, кукурузофилия и многое другое); так называемые волюнтаристские реформы (совнархозы, изменение системы нормирования в материальном производстве в сторону снижения стимула и развития отвращения к труду и пр.); передача «ридной Украйне» Крыма.
Не забыли и детей: формализация до идиотизма детских общественных организаций, заорганизованность во всех делах, такое же формализованное и бездушное реформирование образования и т.п.. Подобные же изменения стали происходить и в правящей партии (слова и лозунги всё более противоречили действиям, внедрялись социал-демократические принципы в виде номенклатуры и т.п.), в отношении к народу, к взаимоотношениям людей.
Как становится сейчас предельно ясным, даллесовские проекты были фундаментально освоены в методике преподавания общественных наук, как в высшей школе, так и на практике «политучёбы». Всё было доведено до абсурдного и предельно формализованного вида, что не только вызывало отвращение к этим учебным дисциплинам, но, главным образом, развивало неспособность разумного восприятия и понимания реальной сути явлений действительности. «Даллесовские кадры», как это ни покажется странным, начиная с 70-х годов стали воспитываться даже в системе университетов марксизма-ленинизма, где в течение почти двух десятилетий подготовили костяк разрушителей нашей страны (их предтеч – «шестидесятников» своим бездумным правлением помогал готовить основоположник культа личности, прежде всего, своего, – Хрущёв).
Короче говоря, если внимательно анализировать ретроспективу, то процесс разложения русской культуры и самосознания народов нашей страны охватил все стороны жизни, жизнедеятельности, взаимоотношений и самого сознания людей. Принципы психологической войны, разработанные за океаном и внедрённые в нашу страну ещё тогда, полностью используются и в наше время. Причём, темп их воздействия на самосознание народа с течением времени ускоряется, а области воздействия существенно расширяются.
Прежде, чем предельно сжато рассмотреть зримые результаты этого процесса, обратимся к середине 80-х годов, когда психологическая война против нас начала приносить реальные плоды под маской «вхождения России в цивилизованный мир».
Сформировалась целая когорта помощников и исполнителей желаний глобалистов в самом Советском Союзе, «цивилизованный мир» резко усилил и ускорил процесс борьбы против русской культуры. Не случайно верный слуга цивилизации европейского типа (другой сейчас нет на Земле) М. Горбачёв, будучи ещё секретарём ЦК КПСС по идеологии, в декабре 1984 г. прямо и откровенно декларировал как главнейшую задачу «переориентацию общественного сознания». Тогда ещё мало кто понимал направление этой «переориентации». Но уже и тогда было ясно, что пощады от тех, кого ныне называют глобалистами, нам не будет.
После опубликования газетой «Советская культура» в сокращённом на порядок объёме моей статьи «Осторожно, музыка», в которой всесторонне и аргументировано были рассмотрены последствия будущего развития событий (опубликована 17 декабря 1985 г., написана и пробивалась в печать с начала 1984 г.) реакция властей, тогда, к моему удивлению, была гораздо сильнее, чем на известную статью Н. Андреевой (теперь понятная). Но так же, как и на её статью, власти реагировали точно по рекомендации А. Даллеса. Оказывается, своей статьёй, сам того не ожидая, я попал в самую чувствительную точку, которая тщательно маскировалась…
Какие духовные ценности русской культуры в психологической войне глобалистов разрушались в первую очередь? Это: общинное сознание (лат. – коммунизм) через внедрение бациллы индивидуализма; замена традиционного в русской культуре приоритета производительного труда не на себя, а на общество, мир – приоритетом потребительства и торгашества; замена общественного интереса на личный; русской всечеловечности (по Достоевскому) – на общечеловечность; дружбы и братства народов России – на национальную рознь; беззаветной любви к матери-Родине – на служение неизвестному отечеству (калька с европейских языков, появившаяся в русском языке в XVIII в.) и тому подобное.
Таким образом, поскольку в истории человечества именно Россия всегда пресекала глобалистские поползновения современной цивилизации, то для того, чтобы овладеть всем миром, надо подавить Россию, уничтожить её как государственное образование если не материальными, то духовными способами. К сожалению, сейчас глобализм близок к достижению этой цели и в её реализации императивом стало уничтожение русского народа как носителя культуры и духовной силы, цементирующей наше общество, живущее на обширном, богатом основными материальными фондами пространстве с полутора сотней народов и народностей.
В связи с этим, глобалисты, после того, как им удалось реализовать захват средств воздействия на общественное сознание в нашей стране (СМИ, искусство), контроль за экономикой и государственной властью, – самая большая опасность для нашей Родины и её народа. Ибо плоды глобализма налицо.
Смысл этой опасности в следующем: поглощение сознания людей материальной стороной культуры и соответственно сокращение её духовной стороны. В сознании людей, согласно вьетнамской сказке, появляется дракон потребительства и ради этого человек погружается в рабство удовлетворения своих материальных потребностей, постепенно духовно деградируя. Особенно это опасно для молодого, растущего поколения. Фактически оно становится потерянным для общества, так как погружается в пучину наркомании, алкоголизма, отвращения к производительному труду и преступность. Остатки квалифицированной рабочей силы вымирают, и замены ей нет. Следовательно, через некоторое время страна лишается рабочего класса. А ведь основа существования и нормального развития государства – производимые материальные ценности, а не мифические дутые налоги.
Поэтому не случайно так называемая «перестройка» началась с разложения и уничтожения рабочего класса, системы ПТУ, с ликвидации детских садов и распада системы воспитания молодёжи. И мы уже наблюдаем, что подрастающее поколение в ускоренном темпе перестаёт владеть русским языком, теряет навыки русской речи, с особенностями её национальной интонации, интонируя свою речь с североамериканским акцентом. А, лишив народ языка, как основного средства мировосприятия и общения, его легко превратить в рабов цивилизованного мира. Да и наш город, так же, как и Москва, теряет свой неповторимый национальный облик.
Не случайно пропагандируется идея «северной столицы», на южном побережье Финского залива идёт строительство немецких деревень… Потому что город ещё в конце 1989 года был негласно продан иностранцам. И продолжает продаваться согласно секретному проекту «Об изменении использования зданий и сооружений исторического центра Ленинграда», подготовленному ГИОП, утверждённому гражданином Большаковым (ЖК №4500 от 22.12.89 г.) и разосланному под расписку председателям райисполкомов города. Сама продажа сформулирована расплывчато и двусмысленно. Подробности знает тогдашняя глава комиссии по культуре в городе небезызвестная В. Матвиенко.
В связи с этим, внедряются идеи, что без глобализации, т.е. участия цивилизованных стран в развитии, к примеру, Северо-Запада, нам не обойтись. Это крайне опасно, поскольку у нас разные культуры, разные духовные ценности, и внедрение западных стандартов в нашу жизнь непременно разрушит нашу культуру. Ведь они же будут:
1) приспосабливать готовую инфраструктуру и основные фонды (земля, сооружения и т.п.) к своему образу жизни, к бездушному евростандарту для обслуживания их, а сами незаметно будут входить во владение на основе частной собственности;
2) превращать жителей региона в дешёвую рабочую силу и обслугу для себя.
Ещё один культивируемый сейчас миф – миф о среднем классе в России, суть которого – превратить русский народ в нацию торгашей-спекулянтов, беспощадных эксплуататоров дешёвого труда, рабов дутого капитала. В связи с прогнозируемым исчезновением национального рабочего класса, разрабатываются планы заселения страны иммигрантами из стран Азии, Африки и латинской Америки (в количестве 50 млн. до 2050 года). Перефразируя В. Маяковского, можно сказать, что планов у глобалистов «громадьё, размаха – шаги саженьи»…
На протяжении столетий ведущей объединительной для всех народов России была и есть русская культура. Поэтому осуществляемое сейчас насильственное внедрение чуждых русской культуре цивилизационных стандартов приведёт не к созиданию, а к разрушению во всех областях культуры: в промышленности, здравоохранении, сельском хозяйстве, науке, образовании, художественной культуре, практически во всех областях жизнедеятельности.
Из выше отмеченного можно сделать следующие выводы:
Глобализм – это стандартизация мировой культуры, иначе – уничтожение национальных культур и взятие за эталон наихудшей – североамериканской. Богатство и развитие мировой культуры заключается в её многообразии. Императив унификации означает гибель мировой культуры и, следовательно, человечества.
К началу 80-х годов XX века современная цивилизация была на грани катастрофы, в стадии глубокого системного кризиса. Если бы «перестройка», продлившая агонию цивилизованного мира, не состоялась, то мы были бы свидетелями развала современной цивилизации и перехода человечества на культурное развитие, т.е., на самодостаточную жизнедеятельность.
В ближайшем будущем, в связи с разрушением нашей страны, человечеству предстоит пройти через серьёзные испытания с непредсказуемыми последствиями. Ибо Русь, Россия, СССР на протяжении предыдущего тысячелетия были мощным стабилизирующим фактором, балансом между Востоком и Западом. Разрушив нашу страну и за счёт её ресурсов обеспечив себе временную передышку, современная цивилизация, тем не менее, лишилась возможности более мягкого финала (им бы лелеять нас да пестовать!).
Тем не менее, прогноз не лишён оптимизма: в мире нарастает активное противодействие глобализму. На этом фоне цивилизованные страны в отчаянии решаются на агрессивные действия с целью отвлечения, на фоне милитаристского угара, собственных народов от растущего кома внутренних проблем, некоторой временной активизации экономики (у них её следует именовать хрематистикой, т.е., хозяйствованием во имя прибыли). Вчера это была бомбёжка и разрушение Югославии, сегодня – Афганистана и уничтожение народа Палестины, завтра – Ирака, КНДР (хотя там рисковано – Китай может вмешаться), а затем уже подойдёт время, когда будет демонтирован ядерный щит РФ, где, естественно, многие, от властей до «прогрессивной интеллигенции», за глобализм. Но русскую культуру не так просто уничтожить: тысячу лет пытались это осуществить, а каких высот она достигла к середине 20-го века! Для того чтобы растлить её генетически сформировавшийся духовный стержень, необходимо сменить не одно поколение. А это долгий срок. Так что «будет и на нашей улице праздник»!