Философия истории

Борис Адрианов

БЫТЬ НА ВЫСОТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Быть на высоте исторических задач – призваны все народы, тем более, исторические, коим и является русский народ. Быть на высоте исторических задач это соответствовать своему Времени, адекватно и своевременно отвечать на Вызовы Истории. Таким Вызовом Времени следует считать и глобализацию, что бы о ней ни говорили худого или хорошего. К истории вообще не применимы такие понятия как хорошо или плохо.

Глобализация это очередной этап сближения разных цивилизаций, культур и суперэтносов. Научно-технический прогресс сблизил народы во многих сферах человеческого общежития. Но он же вызвал к жизни новые угрозы существованию человечества уже во всемирном масштабе. Если раньше беды и несчастья человечества носили, так сказать, местный характер, то теперь реальности ядерной или даже бактериологической войны, поставили под угрозу существование самого рода человеческого. И уже одно это заставляет иначе посмотреть на взаимоотношения народов и государств. Не надо забывать и об экологических угрозах, хотя некоторые из них и мнимые. И только изменив свое сознание, мы можем решить новые задачи и избежать ужасных последствий выпадения из исторического процесса.

2. С точки зрения философии истории, глобализация есть современный этап развития абсолютного духа. Правильному восприятию этого мешает неверное, а именно монистическое понимание того, что есть абсолютный дух, то есть представление о нем как тоталитарном духе. На самом деле абсолютный дух есть действенность нескольких национальных харизм, а вовсе не одной. Тут есть некоторая аналогия с тем, как понимают единство Церкви православные и католики. Подлинное единство христиан обеспечивается верностью Православию всех Поместных Церквей, Соборным решением всех главных проблем Церкви, при выполнении всеми единой задачи христианизации рода человеческого, а вовсе не верностью римскому первосвященнику (папе), провозгласившему себя викарием Христа. Аналогично национальные харизмы русских, испанцев, французов, англичан и т.д. решали и решают одни и те же задачи, а именно обретение высоты народного духа, силы, мощи и крепости его, но решают их по-своему, применительно к особенностям национального характера, своеобразию культуры, менталитета, воображения и пр.

3 На протяжении всей истории национальные харизмы или абсолютный дух вели к созданию все больших и больших людских сообществ, обеспечивающих внутри себя порядок, мир, согласие, законность, определенное социально-экономическое благополучие, развитие культуры, и, наконец, безопасность от внутренних и внешних врагов.

Правда, Гегель ограничил это развитие государством, но история не остановилась на этом и привела к появлению новых и более мощных и обширных государственных образований, таких как Российская, или Британская империи, или современные содружества наций и сообщества государств.

Таким образом, глобализация есть объективный процесс исторического развития, который в концепции А. Тойнби, можно назвать вызовом истории, с чего мы и начали наше рассуждение.

Вызов этот обращен ко всем народам. Тот факт, что его первыми восприняли христианские (или постхристианские) народы лишь подчеркивает ту реальность, что они являются более историческими народами, чем прочие, но и только. С другой стороны, это вводит в историческое искушение – использовать глобализацию только для себя, что мы, и наблюдаем в современности, и искушаемся отождествлять глобализацию с политикой Запада и США в первую очередь. Такое понимание глобализации чревато последствиями и для этих стран, но это отдельный разговор.

Каждый народ, государство, содружество наций должны найти себя в новой глобальной или всемирной структуре рода человеческого, а не строить или приспосабливать эту структуру для себя.

4. В личностном плане глобализация есть наша вовлеченность в новое информационное пространство, более космополитический образ жизни, новые экономические и финансовые отношения и многое-многое другое, что вступает в определенное противоречие со сложившимися стереотипами нашей жизни, взглядами, симпатиями и пристрастиями, но главное, в той или иной степени идет вразрез с нашей верой, культурой, традициями, сложившимися формами власти и государственности. И мы уже персонально ставимся перед неким выбором между старым, но своим, и новым, но еще непривычным нам, и что-то мы должны принять, а что-то отвергнуть. При этом – и это главное – мы не должны отвергать всё новое только потому, что оно новое, с другой стороны не стремиться и сохранить всё старое, только потому, что привыкли к нему. Наша задача не ограничиться достигнутым, а выявить или найти в себе новые черты характера, склада мышления и воображения или развить те стороны и аспекты жизни, которые были у нас раньше, но как бы дремали или таились под спудом, словом всё то, что позволит нам принять новое, но остаться самими собой. И потому главная задача современности – быть открытым миру и всем изменениями в нём, но при этом остаться самими собой в чем- то самом главном.

Подобные задачи уже решались нами ранее. Это в первую очередь время Петра Великого. Несомненно, были издержки, и немалые, в реформах Петра, многое потом пришлось «изживать». Но Вызов Истории Россия приняла и нашла достойный ответ, создав Великую Империю и выработав новое понимание власти: все от малого до великого в Империи служили России. И Петр уже не царствовал как раньше, а служил, что и ценил во всех, прежде всего. Именно такая Россия смогла обрести естественные границы на западе, востоке, севере и юге; отразить нашествия иноплеменников с Запада; создать великую, самобытную национальную культуру, а также воспитать российский патриотизм, включающий комплиментарность ко всем народам, издавна живущим в России – Евразии.

Из сказанного следует, что чрезвычайно существенным является то, в каком состоянии мы подошли к вызову глобализации. И может быть наше отторжение глобализма, во всяком случае у некоторых, связано с внутренней неуверенностью в себе или со страхом потерять себя, с непониманием всех подлинных соблазнов и искушений глобализма, против которых мы и должны восставать со всей силой своей души, сердца и характера. И потому необходимо в первую очередь преодолеть этот страх и неуверенность в себе, лишь тогда мы увидим сильные и слабые стороны всемирного процесса единения народов.

5. Принципиальным в подходе к глобализации является понимание единства рода человеческого и того, что к этому ведет. Псевдоглобалисты считают, что осознанию единства человечества мешают многообразие культур, цивилизаций, суперэтносов, национальных традиций и потому необходимо создать новую и общую для всех религию, культуру, одинаковую политическую форму управления, единое пространство без государственных границ и многое другое, что еще не продекларировано ими. В жертву этой новой утопии уже приносятся народы, культуры, традиции и вот это-то и являет подлинную угрозу человечества.

Подлинная глобализация требует совершенно другого, а именно создания нового единства народов на основе более глубокого уяснения традиций, верований, сложившихся устоев жизни. На новом этапе исторической жизни народов требуется сохранить только всё живое в вере, традициях, обычаях, национальных особенностях, а потому отказаться от архаичного, случайного, отжившего, от всего того, что только сопутствовало нашей жизни, но отнюдь не составляло её суть.

Конечно, это не так просто увидеть и определить главное в традициях, верованиях, культуре, формах государственности, ибо мы слишком привыкли к ним, можно сказать сжились с ними. Однако ничто не вечно под солнцем, многое уже не соответствует Времени, и нужны не дюжинные усилия по созданию адекватных времени форм государственности, способов решения социально-экономических и культурных задач с тем, чтобы обеспечить сохранение и дальнейшее развитие народной жизни.

6.Если задача пересмотра традиций достаточна сложна, ибо для уяснения того, что в наших устоях, культуре, формах государственности, образе жизни, обычаях является подлинно национальным, то есть неповторимым, самобытным, своеобразным, потребуется не малое время, то вот соблазны и искушения глобализма (по крайней мере некоторые) достаточно ясны. Им то и следует противостоять со всей решительностью и упорством, на какое мы только способны.

Первое искушение глобализма для нас и мощнейшее духовное оружие псевдоглобализма это создаваемая ими новая единая для всех народов и племен религия. Не существенно как она будет называться – синтетической религией, религией эры водолея или еще как-то. Все племена и народы давно уже определились с верой, и нашли адекватное их духу, душе и сердцу вероисповедание. Новое Время обязывает сохранять эти верования и потому даже прозелитизм в наше время является недопустимым, ибо он разрушителен не только для тех, кто принимает новую веру, но и для тех, кто миссионерствует, так как отвлекает активных верующих от решения собственных внутренних проблем, без чего многие люди окончательно потеряют свою веру. Принятие же новой веры, отрывая человека от его многовековых устоев, делает его «щепкой» в круговороте исторических событий и легкой добычей адептов псевдоглобализма.

Второй ценностью не менее важной для нас является Родина. Если её заселяют чужие, всё равно, под каким предлогом, мы не должны с этим мириться, но и сами не должны покидать её, тем более, когда она в кризисе. Все наши способности, силы и возможности мы должны отдавать своему народу. Все же рассуждения о свободной рабочей силе, о праве на экстерриториальность мы должны отвергать как псевдоглобалисткие, ибо все эти абстрактные теории на деле ведут к будущим кровавым столкновениям, то есть противоречат главной цели нового исторического цикла – построить более мирное и согласное общество на земле.

Не меньшие усилия мы должны прилагать и к тому, чтобы сохранить самобытную национальную культуру, своеобразие уклада жизни и традиций, ибо они являют наши следующие вечные для нас ценности. Я не буду останавливаться на этом, другие осветят это подробнее. Да и моя задача – выработать общий принципиальный подход к глобализации.

Принятие или непринятие упомянутых ценностей определяет истинный лик глобалистов. Если они против них – значит они псевдоглобалисты, если за – с ними можно и должно сотрудничать.

И еще. С начала рода человеческого в нём существуют два типа людей: «странники и пришельцы» и «изгнанники и скитальцы». У первых есть и небесное, и земное отечество, родные и близкие люди, традиционная культура и уклад жизни, и еще многое другое. Последние, эти отщепенцы рода человеческого, не испытывают чувства принадлежности ни к семье, ни к Родине; не имеют привязанности ни к земному, ни к небесному Отечеству, их тяготят все традиции, сложившаяся культура и образ жизни народа, в котором они пребывают; это мутанты всех народов, бродяги и скитальцы всех времен и эпох. Но они всегда на виду и всё новое они не только поддерживают, но и стремятся возглавить, направляя его в свое русло, приспосабливая его к своему изгойству и отщепенству. Понятно, что это первые сторонники глобализма, точнее псевдоглобализма. И конечно они будут обвинять нас, уже как бы с позиции глобализма, в несовременности, излишней традиционности, архаичности, косности; объявлять отставшими в развитии и прочих подобных «грехах». По сути своей это внутренние враги любого позитивного дела и потому их критику нельзя принимать всерьез и по существу, тем более вступать в полемику. Их критика это, прежде всего, попытка оправдать себя, ибо где-то в глубине души они сознают свою чуждость всем и всему, свою «ненастоящесть», и пытаются это «заговорить» и сделать других такими же уродами, как и они.

7.Сформулированные ценности по существу представляют собой национализм на современном уровне его развития, национализм, исходящий из глубин сердца, души и характера русского человека, то есть национализм, являющий собой крепость русского народного духа. Замечу, в каком-то смысле в предыдущие периоды нашего исторического развития национализм был преждевременен, по крайней мере, для имперских, то есть великих народов. И если о нем и говорили, то вынуждено отождествляли его то с православностью, то с государственностью, то даже с имперскостью русского человека. Отсюда и нераскрытость Народности в триединой формуле имперского периода: Православие, Самодержавие, Народность. Настаивать на этом сейчас – это, значит, уйти от Вызова Истории. И чем раньше мы это поймем, тем это будет плодотворнее для нас.

Да это особый национализм. Он не навязывает свои ценности другим народам и не превозносится над ними. Более того, он видит в каждом человеке, прежде всего, его национальную основу и обращается к ней. Для него нет т.н. цивилизованного человека и даже европейца, а есть испанец, француз, немец и т.д. И он не только не обращает других в свою веру, культуру, традицию, образ жизни, а напротив, помогает другим народам сохранить свою территорию, развить свою культуру, традицию, уклад жизни. И таково требование Времени. Другими словами, сама история востребовала национализм и потому бороться с ним – это бороться с историей. И те народы, которые осознают и будут руководствоваться этим, получат новый мощный пассионарный импульс в своем развитии.

Таким образом, обретя глубину своей жизни и творчества в таком национализме, мы не просто успешно противостанем псевдоглобализму, но и найдем собственное наше место в новой структуре рода человеческого, а это главная наша задача современности, а вовсе не противостояние глобализму как таковому. Аналогично ранее, приняв Православие, мы обрели высоту религиозной народной жизни, и нашли свое место среди народов, исповедующих мировые религии. Далее, создав Московское Царство и развив государственное чувство, мы обрели внутреннюю силу, позволившую нам, несмотря на происки врагов, преодолеть все виды сепаратизма и занять достойное место среди других государств. Во времена империй мы тоже вписались в мировой исторический процесс, о чем я говорил выше.

8. Заключая, скажу следующее. Греки различали два времени: обычное – «хронос», и историческое - «кайрос». Господь наш Иисус Христос в ответ на призывы пойти в Иудею и явить Себя там миру в тех удивительных делах, которые Он совершил в Галилее, ответил: « Мое время еще не настало» [Ин. 7, 6]. И ранее на браке в Кане Галилейской, в ответ на просьбу Матери претворить воду в вино, сказал: « Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» [Ин. 2. 4].

Народы тоже живут в ритме двух времен, и каждый должен сознавать это и соответствовать времени, то есть либо вписываться в эволюционный процесс обычного времени, либо соответствовать времени преобразований, времени вызовов истории. К числу таких по существу революционных преобразований относится и наше время, и касается оно всех народов. Другими словами, глобализация это закономерный исторический процесс, который соответствует определенному циклу в развитии человечества. И найти свое место в новой структуре рода человеческого, мы сможем, лишь обратившись к глубине своего сердца, души и характера, лишь обретя полноту национального чувства и осознав его как новую движущую силу мировой жизни. Таковы требования Времени (кайроса). Сама история востребовала национализм как необходимое условие построения нового многополярного мира. Те народы, которые это осознают раньше других, получат новый мощный толчок в своем развитии и будут лидерами в XXI веке. Те же, которые замкнутся в себе, – исчезнут с исторической сцены и станут лишь «включениями» в других странах и государствах. Выбор за нами.

 

Hosted by uCoz