Цель всякой деятельности то, что
соответствует [нравственным] устоям, … всякий предмет определяется согласно
своей цели.
Аристотель. Никомахова этика. 1115b22
П |
редложенная
для проведения в РФО дискуссия несомненно актуальна. Однако, прежде уточним
терминологию. Согласно словарю Ожегова понятие «материализм», в первую очередь,
– философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму,
первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость
его существования от сознания людей. Понятие «культура» этот же словарь определяет
как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Приведённое определение материализма отражает антагонистические отношения между ним и идеализмом. Иллюстраций к
непримиримости этих учений нет числа, здесь упомянем лишь три.
·
В. И.
Ленин в работе «Карл Маркс» выразил позицию, которая хотя и относится к
позапрошлому и прошлому векам, но распространена и поныне:
«Всемирно-историческое, “составляющее эпоху” значение Фейербаха Маркс видел
именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении
материализма, который ещё “в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только
против существующих политических учреждений, а вместе с тем против религии и
теологии, но и <…> против всякой метафизики”».
·
Н. П. Ильин [1] констатирует факт их непримиримости: «Суще-cтвует два основных типа философских
учений: материализм и идеализм.
Конечно, и здесь существовали свои терминологические тонкости: нас учили, что
есть материализм «вульгарный» и материализм «диалектический»; есть идеализм
«субъективный» и «объективный». Но в целом эти тонкости не стирали грани между
двумя философскими позициями: через всю историю философии прослеживалась борьба
материализма и идеализма. В проекции на
современность этой
философской борьбе соответствовала
политическая борьба коммунизма и антикоммунизма».
·
Л.И.
Хромов [2] подчеркивает, что эта борьба длится по сей день: «Материалистическая
философия, родившаяся в огне Великой французской революции, всегда пыталась
стать и над наукой, и над религией <…> Кибернетизм (винеризм) представлял
новую агрессивную форму материализма, нацеленную на борьбу с религией. Мой долг
состоял в том, чтобы отбить атаку кибернетических философов».
Теперь
перейдем к изложению взглядов и мнений, которыми целесообразно предварить нашу
дискуссию, и которые приведут нас к выводу о главенствующей роли цели и необходимости сопоставления этой цели с
интересами нации.
1.
По выражению Ф. М. Достоевского, русский человек – всегда
философ. Вместе с тем не всякий вопрос профессионального философа он посчитает
актуальным. Например, мнение Энгельса «Великим основным вопросом всякой, а
особенно новейшей философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа
к природе, <…> что чему предшествует: дух природе или природа духу» [Ф. Энгельс.
«Людвиг Фейербах»]. Для русского человека более характерными являются подходы,
заклеймённые за отказ от этого вопроса и
идеалистами, и материалистами, как «реакционные», «ненаучные» и
«запутывающие» – дуализм (равноправие идеального и материального) и пантеизм
(отождествление Бога и мира). Дуализм русского человека стихиен: аналогично
революционному лозунгу «Мы диалектику учили не по Гегелю» с таким же успехом он
может сказать «Мы дуализм учили не по Платону». Русский человек всегда опирался
на заповедь: «На Бога надейся, а сам не плошай!»
Если уж и
говорить о первичности, то русским людям свойственно рассматривать её не в
смысле времени возникновения, а в смысле главенства, важности для жизни.
Поэтому характерно, что при яркой выраженности материализма в государственной
философии в СССР мотивация действий людей преимущественно была идеалистической:
люди в массе своей жили, совершали трудовые и ратные подвиги во имя идеи – будь
то спасение Родины от захватчиков, построение светлого будущего, восстановление
народного хозяйства или желание «догнать и перегнать». Отсюда, в частности,
следует, что нельзя однозначно сопоставлять религию и духовность, так как
высоко духовны были и православные русские, и безбожники, но лишь те из них,
которые идею ставили выше материи т.е. преимущественно – пассионарии.
2. Вопрос о
соотношении материализма и идеализма обычно рассматривают в свете категории
истины. Однако любая теория, любая концепция – это пакет информации и взаимоотношение концепций следует рассматривать с информационных
позиций. Информация не является скалярной величиной, однако векторная теория
информация не поддаётся формализации, хотя уже делаются некоторые шаги на этом
пути – в частности, формализовано понятие шумовой информации.
В ходе
дискуссии необходимо учитывать, что лишь в осуществлении связи природа–человек
извлекаемая информация порождена целью получателя, а в связи человек–человек почти
вся информация порождена в первую очередь целью отправителя и имеет по крайней мере три
оси отсчёта в соответствии с тремя философскими категориями, каждая из
которых имеет своего антипода, и радикально различающимися мерой субъективности:
· истина – ложь; истина имеет шанс быть
объективной (общечеловеческой) или даже абсолютной.
· красота – уродство; красота более или
менее субъективна (имеются национальные вариации).
· добро – зло; добро сугубо субъективно
(взаимоотношения хищник – жертва, метрополия – колония).
Подчеркнём, что в целом любая
информация в силу субъективности понятия добра и зла порождена субъективной
целью, которая должна быть в каждом исследовании выявлена. Если говорить
просто, то необходимо всегда помнить заповедь криминалистики – в любом тезисе,
в любой информации «ищи, кому выгодно». Характерно, что расхожую поговорку «Что
русскому хорошо, то немцу – смерть» люди понимают по-разному: кто в смысле
этики и эстетики (красоты), кто в смысле антагонизма политических интересов
(добра и зла). Дискуссия на любую тему, в том числе и о материализме, в рамках
любой одной из этих осей, в том числе оси истинности, обречена на неудачу.
Попытки оценок информации по двум из указанных осей известны. Например, многие
искатели истины в науке убеждены, что правильная
теория обязана быть красивой. Другие полагают, что познание не
самодостаточно, а подчинено этике. Этот аспект волнует не только учёных, но и
деятелей искусства. Так, А. Тарковский через своих героев утверждает, что «Познание только тогда истинно, когда
опирается на нравственность» («Солярис»), и вопрошает: «Эксперименты, факты, Истина в последней
инстанции… Что толку от ваших знаний? Чья совесть от них заболит?»
(«Сталкер»). Эти взгляды обосновывают нецелесообразность обсуждения объективной
истинности утверждения о том, например, что человечье мясо вкусней мяса
животных, или концепции «столбовой дороги развития человечества»,
противопоставляемой патриотизму. Философские и политические концепции не могут
опираться только на категорию истины,
их следует рассматривать со всех трёх указанных позиций, и в свете определения
влияния на культуру необходимо признать, что вненациональной культуры не может
быть. Культура во всех трёх формах
(производственной, общественной и духовной) всегда национальна2, как национален язык, который выполняет
не только прагматическую функцию связи, но и обладает для каждого народа
непреходящей эстетической ценностью. Поэтому при рассмотрении роли материализма
в современной культуре следует ранжировать указанные показатели, выдвинув на
первое место категорию Добра. А Добро необходимо рассматривать по отношению к
нации в целом, то есть с позиций патриотизма.
Это означает, что вопрос следует сформулировать так: служит ли данная концепция
интересам нации?
3.
Определяя роль материализма в современной культуре важно коснуться её
общественно-политической части, обратив внимание на злободневные вопросы:
·
Почему погиб СССР? Из-за естественного хода истории и
слабости материалистической концепции? Если да, то почему сила России
продолжает убывать после отказа от материализма как государственной философии?
Или всё же причина в предательстве высших эшелонов власти и подверженности
советских людей манипуляции сознанием со стороны прозападных СМИ [3]?
·
Если материализм официально и полностью побеждён, то
почему информационная война (важнейшее проявление роли информации как категории
не материи, а духа), ведущаяся Западом против России, не признана у нас
приоритетным направлением обороны?
·
Мещанство было ругательством в эпоху материализма как
государственной философии, но почему же оно ещё больше расцвело после
официального и массового отказа от материализма? Действительно у советского
человека развился голод на образы [3], или это следствие снижения
пассионарности?
4. Акцент на противостоянии
материализма и идеализма – признак нестабильности в общественной жизни,
подготовки к изменению мировоззрения. Так, акцент на материализм был взят на
вооружение большевиками именно для изменения сознания масс, лишения их гармонии
в сознании, хотя конечной целью был захват власти и передел собственности.
Сейчас проявляются подобные тенденции. С одной стороны, гипертрофированный
акцент на идеализм в форме религии в руках, имеющих власть и деньги, может быть
инструментом в деле изменения самосознания народа для укрепления новой власти,
по-своему переделывающей собственность (на материальные
культурные ценности – в первую очередь). С другой стороны, «Сценарий
региональных цивилизаций противоречит устремлениям глобальной Империи. Поэтому
с точки зрения США необходимо столкнуть традиционные религии друг с другом,
взорвать их изнутри, выхолостить содержание… Поэтому США рассматривают
Православие как одно из препятствий к мировому господству» [7]. Это означает,
что на современном этапе главным врагом русской нации является не материализм
(атеисты сегодня уже не взрывают храмы), а глобализм, который всеми доступными
мерами борется за разобщение людей.
5.
Материализм и идеализм не находятся в таком противоречии, в котором находятся
философы, отстаивающие приоритеты в теоретических спорах, а главное – стимулированные политикой. Ни один
человек никогда не согласится с тем, что он только зверь или только ангел – и
не потому, что каждый знает свои грехи, а потому, что человек един в его теле и
душе. Человеку свойственен дуализм, он всегда нуждается и будет нуждаться и в
хлебе насущном, и в хлебе духовном. Говоря об отражении в современной культуре
взаимодействия духовного и материального, следует учесть некоторые мнения,
непосредственно касающиеся этой проблемы.
·
Взгляд
философа. «Борьба с коммунизмом в политике, так же как и борьба с
материализмом в философии, может вестись с двух диаметрально противоположных
позиций;<…> в основе так называемого «антикоммунизма» может лежать и
подлинная философия, и философия, столь же ложная, как и сам коммунизм и его
философская опора – материализм. <…> В философии это борьба за подлинную
метафизику против ложной
метафизики (то есть материализма) и против отрицания всякой метафизики (то
есть позитивизма). <…> Предоставляю самим слушателям решать, что хуже:
антиметафизика плутократов или ложная метафизика коммунистов; на мой взгляд, обе хуже.
<…> Подлинной метафизике – метафизике живого, творческого, свободного и
подчеркну – личностного духа
соответствует подлинный национализм как настоящее ядро патриотизма [1].
·
Взгляд
публициста. «В головы нескольких поколений внедряли искажающий реальность
способ понимать общество в его развитии – так называемый вульгарный
исторический материализм. С классиками марксизма, а тем более с Лениным, этот
истмат имеет мало общего. Истмат – доктрина, ставшая частью официальной
советской идеологии <…> Чтобы осмыслить происходящее, мы, не отдавая себе
отчёта, используем те «инструменты мышления», которыми нас снабдили за годы
жизни. Это – образы, понятия, термины, логические приёмы. Истмат, который
внедрялся в сознание нескольких поколений советских людей, придал этому
сознанию две важные особенности, сыгравшие фатальную роль в годы перестройки.
Первая особенность – фатализм,
уверенность, в том, что «объективные законы исторического развития пробьют себе
дорогу через случайности». Вторая особенность – равнодушие к моменту, к его уникальной необратимости,
рассуждение в понятиях исторической формации, длительных процессов <…>.
Более того, истмат внедрил в массовое сознание уверенность в том, что
объективным законом является прогресс
общества» [3].
·
Взгляд политика. «Философия с основным вопросом “что
первично: материя или сознание?” – вредоносна. Общественно-полезная философия
должна иметь основным вопросом вопрос о методологии и восприятии культуры, на
основе которых предсказуемы последствия человеческого поведения. В марксизме
изначально заложены “мины”, которые рано или поздно должны взорваться. Это
касается <в частности> “основного” вопроса философии, разрывающего единый
целостный мир на материальный и идеальный» [4].
·
Взгляд
писателя. В повести С. В. Родионова
«Вторая сущность» главный герой этого блестящего, даже уникального произведения
(мудро лишённый автором фамилии) постоянно занят наведением справедливости и
поиском правильного «притыка» «первой и второй сущности» (материального и
духовного). Он понимает, что человек живёт для удовольствия, и только дурак при
этом слове подумает про рюмку и блондинку, а умный – про что-нибудь достойное,
и не так уж важно про что, ведь хорошим человеком можно быть на тысячу ладов.
Истинно русский автор книги, написанной в доперестроечное время, нигде не
напирает на понятие «советский», хотя часто пользуется словом «русский». И не
случайно главный герой книги часто говорит «байками»: по большому счёту – это
не «чепуховина», а метод подачи истины в форме притч, который известен миру со
времени написания Евангелия. Так вот, правильный «притык» духовного и
материального автором не сформулирован, он ответил на этот вопрос всей своей
книгой, которую можно назвать «сверхпритчей» о человеке, решившем-таки для себя
этот вопрос, а как – то пусть читатель сам догадывается. Открытым текстом автор
пишет: «Человек, как известно, устроен из двух сущностей – тела и духа. Так вот
сперва свали тяжесть с души, а потом облегчай тело». Рискну заявить, что
основная идея повести: человек – это дух, для существования которого необходимо
тело, и поэтому дух обязан о нём заботиться, иначе «за грехи первой сущности
бьют по второй».
· Взгляд целителя. Популярный печатный труд, в явном виде касающийся взаимоотношений духовного и материального, – книга С. Н. Лазарева «Диагностика кармы». Эта книга не относится ни к научной (материалистической), ни к христианской (духовной) литературе, а является примером модной ныне в России «эзотерической серии». Не углубляясь в критику многих спорных положений, излагаемых в книге, скажем, что она полезна для людей, не знающих принципа «Человек – это дух, для существования которого необходимо тело». Не так уж и важно, что автор расходится с христианством в вопросах догматики (загробной жизни), важно то, что он полностью совпадает с ним в вопросах этики и эстетики (повседневной жизни в «лучшем из миров»). Сравню эту ситуацию с астрономией Птолемея: пусть ошибочен был фундаментальный пункт теории (он касался ненаблюдаемого), зато прагматическая цель достигалась – мореплаватели прекрасно осуществляли навигацию по информации о наблюдаемом движении светил. Так вот, С. Н. Лазарев совершенно в евангельском духе, помня заповедь «Не сотвори себе кумира», заявляет: нельзя человеку безнаказанно концентрироваться на чём-либо одном – ни на духовном, ни на материальном. И высшее наслаждение человек получает не во время концентрации на материальном, и даже не во время концентрации на духовном, а во время переходов от одного к другому. Подтверждением этой мысли является неразрывность в русском сознании формулы единства «труда и молитвы», все русские люди никогда не замыкались на одной сфере.
· Взгляд предпринимателя. «Я думаю, что многие беды нашего народа, по крайней мере в ХХ веке, связаны с тем, что мы прошли его под знаком упрощённого понимания закона единства и борьбы противоположностей. Нас увлекли борьбой, мы увлеклись борьбой, отбросив первую часть диалектического закона – единства. Я верю: есть высший закон бытия – закон гармонии. Этот закон не надо формулировать. Библейские Заповеди Иисуса Христа передают нам и смысл, и содержание, и побуждение, следование которым и означает жизнь по закону гармонии <…>.
Я иду сложной дорогой душевного самосовершенствования. В становлении пережил многотрудный процесс соединения и гармонизации противоположных сущностей – идеальных и материальных. Моя философия свободного созидания формировалась совместно и одновременно с практикой. И нет конца этой дороге» [5].
6. Диалектика духовного и
материального состоит в том, что человеку действительно нужен материальный
достаток для жизни его самого и его детей. Однако заметный слой людей, в коих
духовность переродилась и приобрела негативный характер, удовольствие находят в
обладании власти над другими людьми. Власть и стремление к ней – это тоже
нематериальная сфера, но для её достижения индивид должен сосредоточить в своих
руках большой избыток материальных ресурсов. Весьма характерно, что огромное
количество земных богатств в карман не спрячешь, и тогда на сцену выходит новая
форма «духовного» – деньги. Можно подумать, что деньги – тоже материальны, но
мы говорим не только о наличности и тем более не о нумизматике, а о том, что
самое большое количество денег в мире – безналичные деньги. И именно обладание
чрезмерным количеством этого нематериального ресурса – безналичных денег – и
даёт в современном мире желаемую индивидом власть. Поэтому, в соответствии с
концепцией «человек в первую очередь дух» всегда впереди любой схемы
производства стоит нематериальный компонент – желание, цель человека, а потом
начинается цепочка любой длины, включающая очерёдность преобразования денег в
товар и обратно, на конце которой стоит опять-таки удовлетворение человеком
своего желания. Важно, что такая схема справедлива в цепочках любого масштаба,
в том числе и в жизни людей, которые живут только на зарплату. Поэтому
материалистическому пониманию диалектики идеального в виде цикла «вещь – дело –
слово – дело – вещь» [6] следует противопоставить цикл «цель – дело – вещь –
вещь в деле – новая цель». Отметим, что цель и средство – это роли, в которых
по закону диалектики (отрицание отрицания) выступает поочерёдно почти всё,
включённое человеком в сферу производства. Конечно, от уровня личности зависит
уровень целей. В утрированной форме эта мысль звучит так: «Пассионарии
рассматривают материальное как средство, а субы3
– как цель» [7]. В частности, современное положение России, возникшее в
результате поражения СССР в холодной войне, приведшее к вывозу несметных
богатств в виде контрибуций Западу, является сугубо материальным бедствием,
вызванным сугубо духовным фактором4. Это –
моральное поражение в умах людей, которое является не просто случайной стихией,
а следствием реализации целей конкретных групп людей вне России
и внутри неё; у последних – иногда не всегда самостоятельно выдвинутых, а
привитых извне путём манипуляции сознанием.
Фактор существования у субъекта-источника информации стратегических целей является решающим в вопросе веры субъекта-получателя принимаемому сообщению.
Даже если субъект-источник, заведомо имеющий противоположную цель, вещает
вроде бы истину, она получателем отторгается именно из-за нескрываемого
подозрения, что ему преподносится либо сильно искажающий картину фрагмент, либо
провокация. Например, в целом правильная идея усиления центральной власти для
укрепления России, будучи преподнесённой «демократами» вкупе с агитацией
сделать это побыстрее и вообще зажать местную власть, является провокацией,
которая из-за радикальности и быстротечности перемен способна взорвать страну,
привести к региональным войнам. Именно поэтому воспринимая информацию, особенно
из СМИ, всегда необходимо тщательно анализировать источник информации и его
цель.
7. Развитие техносферы (материальной культуры) в современном мире
наглядно показывает неразрывность духовного и материального: любая машина, будь
то ракета или компьютер, – это овеществлённая мысль её создателей. И эти
создатели в силу своей избыточной духовной энергии (пассионарности) всегда
будут творить, и продукт творчества получает у их высшую самооценку, когда он
сочетает в себе признаки новизны мысли (духовное) и приносит практическую
пользу (материальное).
Итак, противоречие между
материализмом и идеализмом в практической жизни общества – кажущееся, оно отражает
«две стороны одной медали», две модели рассуждения, которые взаимно дополняют
друг друга и будут сосуществовать, развиваясь, всегда. Сегодня культурным
русским человеком можно быть вне зависимости от воцерковленности;
важнее сохранение принципов православной
этики, развитие
ощущения единства нации, единства
культуры, которое опирается на чувство патриотизма. Если в человеке нет такого чувства, то он уже отошёл от русской культуры, приняв какую-либо иную культуру. Такой
отход очевиден, даже если некий индивид за произведения, целью которых является распространение русофобии, получает награды
от российского правительства.
Сама постановка вопроса о
материализме в современной культуре может рассматриваться как отражение
незавершённости процессов установления стационарного единства, гармонии в
самосознании русского народа. При этом любой ответ, содержащий и хвалу и хулу
материализму, сам по себе не важен, важно лишь то, в какое русло будет
направлена энергия людей: на стабилизацию или на перемены, «на углубление
реформ», или «изменение курса». Сегодня основные «водоразделы» в России
проходят не по линии материализм–идеализм, а по линиям космополитизм–патриотизм
и справедливость–несправедливость; не между верующими и «безбожниками», а между
сверхобеспеченными и обездоленными; между противниками и сторонниками
глобализации мира по западному сценарию; между почитающими Запад
«цивилизованным раем» и считающими его врагом русской цивилизации и «глобальной
империей зла» [8]. Поэтому необходимо чётко определить цель сопоставления двух
моделей восприятия мира. Более того, любая позиция должна явно обозначить не
только логику (меру приближения к объективной истине), но и субъект (конфессию, класс, нацию,
государство), который выдвигает или одобряет критерий качества – чьё
субъективное Добро является целью развиваемого взгляда, или, ещё проще, –
почему укрепление и распространение данной позиции служит интересам русской
нации.
1.
Ильин Н.
П. Политика и философия. Русское самосознание, № 5, 1998, с. 110–119.
2.
Хромов Л.
И. Союз науки и религии. Русское самосознание, №8, 2001, с. 31–49.
3.
Кара-Мурза
С. Г. Манипуляция сознанием. М., «Алгоритм», 2000.
4.
С кем вы,
коммунисты России? (Приложение №24 к газете «Знание – власть! Власть –
народу!»). М., «Знание – власть», 1999.
5.
Ламанов А.
В. Сумма разностей. М.: 2001.
6.
Ильенков
Э.В. Философия и культура. М., ИПЛ, 1991.
7.
Калашников
М. Сломанный меч империи. М., Крымский мост-9Д, Палея, Форум, 1999.
8.
Лисичкин В
А., Шелепин Л. А. Глобальная империя зла. М., Крымский мост-9Д, Форум, 2001.
1 Сообщение на заседании РФО 28 марта 2001 г.
2 Это положительное свойство
может не распространяться на псевдокультуру или антикультуру (по терминологии
Л. Н. Гумилёва – антисистему).
3
Авторское сокращение от
термина Л. Н. Гумилёва «субпассионарии» – люди, у которых в противоположность
пассионариям инстинкт самосохранения перевешивает все идеи.
4
Оптимистичное мнение,
гласящее, что это поражение лишь в битве, а не в войне, которая ещё не
закончена [4], даёт те же оценки причин и масштабов разрушения русской
культуры, что и пессимистичные, фиксирующие нынешнее состояние России как
протектората США [8].