Русская культура.
Созерцание и осмысление

 

Ольга Гладкова

 

«Я – последний поэт деревни»

Размышления о творчестве петербургского композитора
Валерия Гаврилина

Л

 

учшую немецкую музыку теперь пишут только в России», – сказал один из известных музыкантов то ли в шутку, то ли всерьез… С уходом Валерия Гаврилина это особенно заметно.

До шестидесятилетнего юбилея он не дожил нескольких месяцев. Готовился авторский вечер – предшествующий был уж и не сосчитать когда! – в концертных планах значились премьеры.

«Ушел из жизни последний музыкант, который умел писать по-русски», – с грустью отмечали после смерти Георгия Свиридова. Нет, оставался еще один – петербургский «малый» Свиридов, хотя строгая северная столица принимала с трудом «деревенский» колорит гаврилинской музыки. Он не был петербуржцем по духу – крепкий вологодский «мужичок» с заметным музыкальным акцентом, привязанностью к земле и грубоватым бесхитростным людям, оберегавшим в голодные сиротские годы.

Его называли замыкающим в «плеяде тех, кто отваживался развивать корневую традицию отечественной музыки, кто не стеснялся «русскости» своей интонации, своей души» [1, с. 8]. Иссякла ли эта традиция? Или напротив, только в ней истоки будущего расцвета национального искусства? Сегодня, когда после смерти мастера прошло уже некоторое, пусть небольшое время, значение его музыки, его идей выявляется рельефнее и точнее.

 

«– На Западе – минималисты. А у нас найдется что-нибудь в параллель?

– Гаврилин. Думаю, он интуитивно стремился к аналогичному результату». [2, с. 37]

 

Валерий Гаврилин похож на человека, намеренно оставшегося дома, в то время как все его сверстники-коллеги отправились искать счастья – кто куда: одни в серийное и сериальное письмо, другие в лабиринты алеаторики и технической музыки; кое-кто заплутался в темных дебрях авангарда, но большинство вернулись обратно, к простоте и мелодичности. И Гаврилин застал этот стилевой поворот и новую моду на «примитивы» на том же месте, где был всегда, и даже, кажется, не удивился всеобщему возвращению.

Он верил, что музыка – для массового слушателя, и полагал – как законченный идеалист – что рано или поздно, а может быть, совсем скоро к публике «вместо людей в странных, неестественных одеждах, ненатуральными голосами поющих о любви, будут выходить новые Бояны, Кривополеновы. И будет не самопоказ, а лишь излучаемая простыми, безыскусными голосами сила добра и мудрости»[3, с. 5].

В музыкальной среде ему было суждено такое амплуа – простак. А судьбы этих героев не бывают безоблачными.

Давно и прочно бытует мнение, что все, что ему причиталось, Валерий Гаврилин получил при жизни. Заслуженный деятель искусств РСФСР в 40 лет, народный артист – в 46, лауреат многочисленных премий, в том числе высшей – Госпремии СССР – хотя не такой уж был трудяга, и наследие совсем не велико: дня хватит, чтобы все прослушать. А главное: он не подвергался гонениям. Его музыку никто и никогда не запрещал, напротив: её хвалили крупные, непререкаемые авторитеты; и мученический ореол, столь милый сердцу советских, а особенно, постсоветских деятелей культуры, не подсвечивал его имени.

Творчество Гаврилина тесно связано с эпохой и четко ограничено ею, подобно «крестьянской прозе» Федора Абрамова или Василия Шукшина. Сегодня уже нет или почти нет на свете поколения, запечатленного в его музыке – юных вдов, вырастивших детей, смутно, а то и совсем не помнящих отцов; будущих мужчин, которых воспитывали бабы – тетки, крестные, старшие сестры, вынесшие на своих плечах послевоенное лихолетье; сироты и полусироты, ничего не знающие о судьбе репрессированных родителей… Ушел в прошлое и тот слой горожан, которые помнили чаепития на кухнях семи-десятикомнатных коммунальных квартир, где вчера ссорились, а нынче – мирились, умевших довольствоваться малым – лишь бы не было войны! – картошка с кислой капустой (восемь копеек килограмм), чай с «подушечками», телевизор с маленьким экраном и толстой линзой. Поколение сильных духом людей, презиравших праздность, нытье, «дырявые» неумелые руки. Мещанство? Скорее, необходимая аккуратность, естественное желание хоть как-то приукрасить простую, предельно скромную материальную жизнь.

Среда эта, родная и знакомая Валерию Гаврилину, не могла служить объектом для музыкальной карикатуры; быт не воспринимался как нечто низменное, враждебное духовному началу, и столь характерное в искусстве XX века «осуждение через жанр» композитору свойственно не было…

Многое из музыки Гаврилина принадлежит его времени. Останется, вероятно, не все: конечно, «Анюта» – точное попадание в чеховские образность и стиль, «Перезвоны» – кульминация «деревенской» темы, какая-то часть камерных сочинений. Важнее другое: идея, метод, извечная, но единственно плодотворная мысль о невозможности существования «высокого» без «низкого». В стремлении «возвысить народный напев до трагедии» Гаврилин был в числе немногих единомышленников; в поэтизации обыденно-тривиального и вовсе одинок – запоздавший на полтора столетия скромный «русский Шуберт» во времена цветения музыкального авангарда выглядел ограниченным, несовременным и слегка смешным…

Казалось, что в конце восьмидесятых–девяностых годах Гаврилин-человек пережил Гаврилина-художника: сочинения последних пятнадцати–семнадцати лет его жизни уже никого не интересовали и нигде не звучали. Имя композитора помнили; его музыка, как перевернутая страница партитуры, была забыта.

На рубеже веков, уже после смерти автора, о нем заговорили вновь; возникло нечто вроде «моды на Гаврилина» – и неожиданной, и закономерной. Его деми-стиль – полуакадемический, полуэстрадный – представлялся выходом из технологического тупика, спасением искусства от приевшегося умствования и звукоизобретательства; простота языка Гаврилина вызывала ассоциации с «примитивизмом» Гайдна сравнительно с «Искусством фуги» Баха или наивностью песен Шуберта, создававшихся рядом с масштабными симфоническими полотнами Бетховена: начало новой эпохи всегда примитивно в сравнении с уходящим стилем. Тип художника, не боящегося банальностей, открытого всем звукам окружающего мира, казался долгожданным и истинно ценным; не сравнивая художественные величины, задумаемся над сегодняшней гиперпопулярностью Чайковского, Рахманинова, Малера. Наше время предпочитает Рахманинова Скрябину, и это не случайно.

Гаврилинский стиль: конец или начало эпохи? Мнения разные. «К сожалению, эта линия «Свиридова – Гаврилина», как мне кажется, сейчас оборвалась. Я не знаю композитора, кто бы ярко, интересно работал в этом направлении», - написал Андрей Петров.[1]. «В наступившем XXI веке перед каждым художником рано или поздно встает задача прорыва в новую сферу. Сильный импульс к этому прорыву дает направление, представленное творчеством В. А. Гаврилина, которое в данный историко-музыкальный момент оказывается одним из наиболее перспективных на пути развития современной музыки», – замечает известный музыковед-исследователь, профессор Петербургской Консерватории Екатерина Ручьевская. – «Творчество мастера, обладающее особой возвышенностью и нравственной чистотой, подает руку человеку, пришедшему в концертный зал» [4, с. 62]. А вот мнение и самого слушателя: «Такая радость – Ваш балет! Полный музыки, наконец, музыки!.. И еще о Вашей музыке: Вы удивительно знаете и передаете мир уже ушедшей жизни, но музыка Ваша современна в лучшем смысле этого слова» [5, с. 31].

Хранитель музыки – эмоциональной, живой, открытой аудитории, далекой от чрезмерного, иссушающего интеллектуализма – таким видят и «слышат» Гаврилина обычные посетители концертов. Редкие авторские вечера композитора собирают не одних профессионалов, как это бывает с его коллегами; достаточно вспомнить премьеру «Перезвонов» в 1984 году: лишний билетик в Большой зал филармонии спрашивали уже в метро – явление для современного искусства единичное.

Простую музыку писать непросто – гораздо легче, вероятно, выстроить переусложненные сериальные композиции – и авторский почерк Гаврилина всегда выдавал руку мастера. Он мог быть изобретательным и остроумным при том, что любая музыкальная мысль, без умствования и черных философских бездн – отличались понятным и ясным смыслом. Творческая линия Свиридова–Гаврилина шла в русской музыке параллельно иному, магистральному пути, проложенному Дмитрием Шостаковичем и «утрамбованному» его многочисленными последователями – утверждавшему приоритет концептуального, интеллектуального искусства, масштабных форм.

Мир обыкновенного человека – не героя, не лидера, увлекающего массы, и не духовного титана, замкнувшегося в гордом одиночестве – интересовал Гаврилина всегда, обращался ли он к поэзии Гейне, прозе Чехова или текстам русских частушек. И эта «гоголевская» тема, столь важная в отечественной классической литературе и искусстве звучит как «мысль, для гаврилинского миросозерцания очень характерная: нет незаметных людей и напрасных жизней – вглядитесь пристальней, с любовью в душу скромнейшего из встречных, и вы откроете в ней нечто прекрасное и неповторимое».

Гаврилин и сам выглядел человеком обычным, заурядным, ничем не примечательным: внешность «не композиторская» – такая, что никто не обратит внимания, но привлекал доброжелательный взгляд, улыбка, сдержанные, приятные манеры и уважительное отношение к собеседнику, кем бы он ни был – студентом-первокурсником училища или маститым музыкальным деятелем из Союза композиторов.

 

«Я слышал суждение: ″Музыка эта хороша, талантлива, но когда её слушаешь, то можно подумать, что не было ни Стравинского, ни Шостаковича, ни Прокофьева″» [1].

 

На барельефах возведенных ими зданий, в «густонаселенных» скульптурных композициях зодчие нередко изображали себя. Среди персонажей групповых портретов времен прошлых и настоящих, зачастую мелькал облик самого художника. Знаменитые режиссеры любили сниматься в эпизодах собственных фильмов.

В одном из лучших сочинений Валерия Гаврилина, вокальном цикле «Вечерок», композитор вольно или невольно запечатлел себя – в герое повествования. Точнее, героине – старомодной, немолодой и нелюбимой, в чем-то очень ограниченной, а вместе с тем трогательной и «непридуманной». Под хриплое тиканье старых настенных часов, одна, она вспоминает свой недолгий, быть может, единственный роман, листая домашний альбомчик, в котором стихи Гейне чередуются с незатейливыми рифмами вроде: «За ваш привет – дарю букет».

Гаврилин был признан – и не признан; будущему историку музыки, листающему кипы официальных документов и написанных в одинаковых выражениях и с одинаковыми похвалами дежурных газетных рецензий, придется нелегко: истина таится между строк.

«Этот автор питается не из чистого источника», - говорили о Валерии Гаврилине с его любовью к массовой песне, частушке и жестокому романсу, музыкальным «бытовизмам» и мелодраме. Мэтрам авангарда и поставангарда он казался сладковато-банальным, рок–аудитории – провинциальным и несовременным. Быстро миновал краткий звездный час, подсвеченный сиянием государственных премий и званий, остались в прошлом времена, когда с телевизионных экранов не сходила «Анюта» со знаменитыми Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, а из всех консерваторских и училищных классов доносился знаменитый гаврилинский «Марш». В последние годы жизни больной, заметно одряхлевший композитор на вопрос, почему он, продолжая писать музыку, не спешит её показывать, работая «в стол», отвечал с усмешкой: «Кому это нужно? Зачем? Не нужны мои сочинения…».

И в лучшие времена – в семидесятых – начале восьмидесятых – творческие контакты и связи с Москвой оказывались сильнее и крепче петербургских. Режиссеры и балетмейстеры, теле- и кинодеятели ценили музыку Гаврилина больше, чем коллеги-профессионалы из Дома композиторов. Свой среди чужих, чужой среди своих – таким он оставался всегда, даже в ту пору, когда его «Дождь за окнами» и «Двух братьев» пели повсюду.

«Только что была исполнена Ваша песня « Два брата». Изумительная вещь, я второй раз её слышу и плачу. Какая красота, какая свежая форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии, от темы к теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!» – так мог сказать о музыке Гаврилина только Георгий Свиридов [6, с. 110]. Но и самые популярные некогда песни мастера сегодня забыты – вместе с кумирами прежней эстрады – Людмилой Сенчиной, Таисией Калинченко, Эдуардом Хилем. Новые времена – новые песни…

Гаврилин «заливал тоску» песней; и песня была у него основой всего – от малых форм до масштабной симфонии-действия «Перезвоны». Мелодии выходили из-под пера легко – сердечные, задумчивые, симпатичные в своей душевной простоте.

Композиторы начала тысячелетия, устав от микротем и обилия кластеров, снова учатся сочинять мелодии, пытаются услышать живые, естественные интонации музыкальной речи, которая не может быть анациональной. Пусть даже и нет в деревне голосистых тальянок, забыты хороводы, вырождаются частушка, кадриль и ланце…Народность – категория не стилевая, а нравственная

«Можно быть «канарейкой» одинаково в стиле Аренского и в стиле Булеза», – говорил Валерий Гаврилин. Облегченно-изящное «канареечное пение» не привлекало лучших русских музыкантов, ценивших в искусстве художественную правду более, гораздо более и глубже виртуозности, внешней красоты и развлекательности. Неотточены и неизящны партитуры Мусоргского, не закончен «Князь Игорь», тяжеловаты формы опер Римского-Корсакова, а главное – не это существенно в национальном искусстве. Важнее иное: «глаголом жечь сердца людей». Растревожить, растрогать, заставить задуматься.

Литература

1.     А. Петров. Гаврилинская исповедальность. Газета «Труд», 1999г.,13 апреля.

2.     О. Тихомирова, А. Тихомиров. Подслушанные диалоги. Журнал «Скрипичный ключ», 1998 г., №4.

3.     В. Колосова. «Валерию Гаврилину 50 лет». Газета Советская культура, 1989 г., 17 августа.

4.     Е. Ручьевская. Аннотация к авторскому концерту В. Гаврилина. Буклет «Муз. весна в С.-Петербурге-99».

5.     А. Сохор. «Валерий Гаврилин». Музыка и современность. Вып.1, 1982 г.

6.     Л. Раабен. «О духовном ренессансе в русской музыке 60–80 гг», 1998 г.

 

Hosted by uCoz